Статья 96. Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана)

1. Под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

2. Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
2.1. Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 настоящего Кодекса.

2.2. Часть утратила силу с 31 декабря 2010 года - Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 442-ФЗ.

3. Должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
1) предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использования лесов;
2) осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
3) проверять у граждан документы, подтверждающие право осуществлять использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение;
4) пресекать нарушения лесного законодательства, в том числе приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных настоящим Кодексом документов;
5) ограничивать и предотвращать доступ граждан, въезд транспортных средств на лесные участки в период действия ограничения или запрета на пребывание в лесах;
6) осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства;
7) составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение;
8) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;
9) осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;
10) уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и о выявленных нарушениях;
11) предъявлять гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, требования об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений;
12) предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции;
13) осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях;
14) привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертов и экспертные организации к проведению мероприятий по контролю при проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также к проведению мероприятий по контролю в лесах;
14.1) задерживать в лесах граждан, нарушивших требования лесного законодательства, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;
14.2) изымать у граждан, нарушающих требования лесного законодательства, орудия совершения правонарушений, транспортные средства и соответствующие документы;
15) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами права.

3.1. Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), имеют право на ношение, хранение и применение специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия в порядке, установленном Федеральным законом от 14 апреля 1999 года N 77-ФЗ "О ведомственной охране".

3.2. Государственные органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), и указанные в части 2.1 настоящей статьи государственные учреждения приобретают специальные средства, служебное и гражданское оружие, ведут учет, хранят и осуществляют их выдачу в порядке, установленном для юридических лиц с особыми уставными задачами Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии".

3.3. Правила хранения, ношения и применения специальных средств должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), определяются Правительством Российской Федерации.
3.4. Перечень и предельная численность должностных лиц, которые осуществляют федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) и которым разрешено хранение, ношение и применение специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3.5. Перечень типов, моделей и количество служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия, правила их применения должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Государственному лесному инспектору, лесничему выдаются служебные удостоверения и форма установленного образца.
5. Решения органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), являются обязательными для исполнения всеми участниками лесных отношений. Указанные решения могут быть обжалованы в судебном порядке.

6. Часть утратила силу с 1 августа 2011 года - Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ.

Комментарий к статье 96 ЛК РФ

1. Комментируемая статья направлена на регулирование вопросов, связанных с осуществлением федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).

Часть 1 комментируемой статьи определяет субъектов федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), содержание федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), и субъектов, которых этот надзор касается. Содержание федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) представляет собой характеристику деятельности уполномоченных органов относительно нарушений положений лесного законодательства, то есть совокупности нормативных правовых актов международного уровня, федерального уровня и уровня субъектов РФ, регулирующих лесные отношения. Указанная деятельность включает в себя следующие аспекты относительно этих нарушений:
1) предупреждение - совокупность действий, направленных на недопущение нарушения требований лесного законодательства;
2) выявление - совокупность действий, направленных на обнаружение признаков и собственно нарушений требований лесного законодательства;
3) пресечение - совокупность действий, направленных на побуждение либо принуждение субъектов, допустивших нарушения лесного законодательства, устранить эти нарушения либо устранить или возместить причиненный в результате этих нарушений вред.

К субъектам, осуществляющим федеральный государственный лесной надзор (лесной охраны) ч.1 комментируемой статьи относит федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ.

Что касается субъектов, в отношении которых распространяется федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), то к их числу относятся следующие:
1) органы государственной власти - под ними следует понимать законодательные и исполнительные органы, которые наделены властными полномочиями, в частности, по принятию управленческих, контрольных и иных решений, на федеральном уровне и уровне субъектов РФ;
2) органы местного самоуправления - согласно ст. 2 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;
3) юридические лица - в соответствии с положениями гражданского законодательства юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
4) руководители и должностные лица юридических лиц - лица, являющиеся сотрудниками юридического лица, на которых возложены управленческие полномочия и функции, и организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции соответственно;
5) индивидуальные предприниматели - физические лица, которые осуществляют самостоятельную и на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, и которые зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке;
6) уполномоченные представители индивидуальных предпринимателей - лица, наделенные в порядке, установленном гражданским законодательством (например, на основании специального акта, доверенности), полномочиями по представлению интересов индивидуального предпринимателя;
7) граждане - физические лица, обладающие правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью.

В ч.1 комментируемой статьи закреплены способы осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) уполномоченными на то субъектами. К числу этих способов относятся следующие:
1) организация и проведение проверок - деятельность, направленная на выявление нарушений лесного законодательства, путем запроса у вышеуказанных лиц и органов документов и материалов, касающихся осуществления деятельности с объектами лесных отношений, и анализа этих документов и материалов;
2) контрольные мероприятия - общий текущий анализ деятельности субъектов по осуществлению мероприятий, связанных с охраной и использованием лесов;
3) принятие мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений. Как правило, это составление актов предписания по устранению последствий выявленных нарушений, либо дача устных предписаний или предупреждений об устранении выявленных нарушений.

К содержанию деятельности по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) относится деятельность вышеуказанных органов, заключающаяся в наблюдении за исполнением требований лесного законодательства, то есть осуществление внешнего контроля без запрашивания документов, связанных с исполнением и соблюдением требований лесного законодательства. При этом такое наблюдение согласно ч.1 комментируемой статьи является систематическим, то есть постоянно с определенной периодичностью совершаемым. Также содержание деятельности по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) включает в себя анализ и прогнозирование состояния исполнения требований лесного законодательства, то есть исследование текущей деятельности субъектов в сфере лесных отношений, а также предположение со стороны субъектов федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) возможных вариантов нарушений лесного законодательства либо соблюдения его требований.

2. Согласно ч.2 комментируемой статьи федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства, а также органами исполнительной власти субъектов РФ в рамках переданных полномочий Российской Федерации. Так, например, в Саратовской области таким органом исполнительной власти является Министерство лесного хозяйства Саратовской области.

Относительно порядка осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) ч.2 комментируемой статьи содержит бланкетную норму. В частности, согласно Положению об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденному постановлением Правительства РФ от 22 июня 2007 года N 394, при проведении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) осуществляется государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений в соответствии с законодательством Российской Федерации в области семеноводства. При этом органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, в пределах полномочий, определенных в соответствии с комментируемым законом.

Кроме того, процедуры проведения в рамках федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) проверочных мероприятий регулируются положениями ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", определяющего порядок проведения плановых и внеплановых проверок (документарных и выездных проверок).

Частью 2.1 комментируемой статьи предоставляется право осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) предоставлено государственным учреждениям, которые подведомственны органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов РФ. Исходя из положений бюджетного законодательства, такими учреждениями являются казенные учреждения, так как согласно ст. 6 БК РФ именно эти учреждения являются учреждениями, которые исполняют государственные функции.

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает обязанности должностных лиц органов, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) и государственных учреждений, осуществляющих вышеуказанные функции. Должностные лица, исходя из положений федерального законодательства, это лица, которые наделены распорядительными полномочиями (функциями) в отношении лиц, которые находятся у них в подчинении, а также организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями. При этом согласно ч.3 комментируемой статьи эти должностные лица являются государственными лесными инспекторами или лесничими, иными словами, они имеют право проводить анализ соблюдения требований лесного законодательства и мониторинг деятельности по использованию лесов. Права должностных лиц органов и учреждений, наделенных полномочиями по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) включают в себя следующие права:
1) предотвращать нарушения лесного законодательства как со стороны лиц, являющихся пользователями лесов, так и лиц, не осуществляющих использования лесов. Данное право предполагает возможность принятия мер, направленных на профилактику нарушений лесного законодательства, и недопущение совершения в целом правонарушений в сфере лесного законодательства;
2) осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Патрулирование представляет собой обследование лесов уполномоченными лицами. Норматив площади лесов установлен приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 6 июня 2012 года N 240 "Об утверждении Нормативов патрулирования лесов должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану)", согласно которому, например, в Саратовской области установлен норматив 6 тыс. га. на одного государственного лесного инспектора;
3) проверять у граждан документы, подтверждающие право на осуществление использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведение. Проверка означает по существу требование о предъявлении таких документов с целью ознакомления. К числу таких документов, в частности, может быть отнесен договор купли-продажи лесных насаждений;
4) пресекать нарушения лесного законодательства. Данное право предполагает возможность принятия мер, направленных на устранение дальнейшего нарушения лесного законодательства лицами, уже допустившими такое нарушение. К таким относится приостановление рубок лесных насаждений лицами, не имеющими предусмотренных комментируемым законом документов. В данном случае имеются в виду документы, являющиеся правовыми основаниями для осуществления вещных прав в отношении лесов, в частности, рубок, как реализации права пользования лесами, например, договоры аренды лесного участка, договоров купли-продажи лесных насаждений;
5) ограничивать и предотвращать доступ граждан, въезд транспортных средств на лесные участки в период действия ограничения или запрета на пребывание в лесах. Практически данное право может быть реализовано путем выставления уполномоченных лиц, государственных лесных инспекторов, лесничих на границы территорий лесных участков с целью недопущения прохождения граждан на территорию таких лесных участков и нахождения (въезда) на территории этих лесных участков транспортных средств;
6) осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства. Данное право реализуется в соответствии с федеральным законодательством о проведении проверок, положения которого устанавливают случаи их проведения, условия и порядок их проведения;
7) составлять акты проверок по результатам проверок соблюдения лесного законодательства гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, и предоставлять эти акты для ознакомления с указанными субъектами. Данное право является одним из аспектов осуществления проверочных мероприятий в рамках обеспечения соблюдения требований лесного законодательства;
8) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки. Данное право аналогично предыдущим является аспектом проведения проверочных мероприятий и заключается в выдаче письменных актов с требованиями об устранении выявленных нарушений лесного законодательства. Недостатком положения, закрепляющего это право, является указание на термин "обязательные для исполнения", что, на наш взгляд, является излишним, поскольку если предписание выдано, то оно должно быть исполнено, поскольку за таким исполнением осуществляется контроль;
9) осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание. Это право по существу является реализацией административной функции, то есть функции, которая имеет место в случаях, связанных с совершением административных правонарушений. Так, согласно ч.1 ст. 27.9 КоАП РФ досмотр транспортного средства любого вида, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Кроме того, исходя из статьи 27.2 КоАП РФ досмотр транспортных средств осуществляется должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением лесного законодательства;
10) уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и о выявленных нарушениях. Это право также может быть реализовано в рамках контрольных и проверочных мероприятий и выражается оно в виде направления письменного документа, преимущественно с использованием почтовой связи, в котором содержатся сведения о выявленных нарушениях лесного законодательства;
11) предъявлять требования об устранении нарушений лесного законодательства. Полагаем, что по существу содержание данного права дублирует право о даче предписаний об устранении нарушений лесного законодательства, выявленных в результате проведения проверок, поскольку требования в данном случае предъявляются к гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, и касаются они нарушений, выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений;
12) предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции. Данное право предполагает в свою очередь право быть истцом в суде. Поскольку речь идет именно о предъявлении иска, то, по сути, предполагается, что должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) и государственных учреждений, осуществляющих вышеуказанные функции, подают иски в арбитражные суды по делам о нарушении требований лесного законодательства при осуществлении предпринимательской или иной экономической деятельности;
13) осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, которая устанавливается КоАП РФ. Так, в частности, согласно ст. 23.24.1 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, как уничтожение или повреждение скважин государственной опорной наблюдательной сети, наблюдательных режимных створов на водных объектах, маркшейдерских знаков, а равно специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, в части уничтожения или повреждения лесоустроительных и лесохозяйственных знаков в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством, самовольное занятие лесных участков, самовольная уступка права пользования лесным участком;
14) привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертов и экспертные организации к проведению мероприятий по контролю при проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также к проведению мероприятий по контролю в лесах. Закрепление данного права направлено на обеспечение возможности получения взаимопомощи при проведении проверочных мероприятий. В соответствии со ст. 2 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" эксперты, экспертные организации - граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, и организации, аккредитованные в установленном Правительством РФ порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, которые привлекаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю. Также ч.2 ст. 7 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусматривает, что органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля привлекают экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями деятельности или действий (бездействия) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, и анализа соблюдения указанных требований, по проведению мониторинга эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, учета результатов проводимых проверок и необходимой отчетности о них;
15) задерживать в лесах граждан, нарушивших требования лесного законодательства, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы. Отметим, что это положение комментируемой статьи противоречит административному законодательству, поскольку ст. 27.3 КоАП РФ право осуществления задержания лиц, совершивших административные правонарушения, в том числе и в сфере лесного законодательства, должностным лицам органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением лесного законодательства, не предоставляет;
16) изымать у граждан, нарушающих требования лесного законодательства, орудия совершения правонарушений, транспортные средства и соответствующие документы. Данное право в отличие от права задержания может быть реализовано должностными лицами органов, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) и государственных учреждений, осуществляющих вышеуказанные функции, так как, исходя из ч.1 ст. 27.10 КоАП РФ, должностным лицам органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением лесного законодательства, предоставлено;
17) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами права. В данном случае полагаем, что федеральный законодатель имел в виду такие федеральные законы, как КоАП РФ и ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которые предоставляют органам, осуществляющим государственный контроль и надзор, права, связанные с проведением проверок, и в целом права, связанные с осуществлением государственного контроля и надзора.

Частью 3.1 ЛК РФ должностным лицам, осуществляющим федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), предоставляется право ношения, хранения и применения специальных средств, служебного оружия, разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия. Характеристика каждого из указанных видов орудия приводится в положениях ФЗ "Об оружии". Необходимо отметить, что это право предоставлено должностным лицам, осуществляющим федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), только в целях реализации их прав, обязанностей и предоставленных им полномочий. При этом данное право реализуется в соответствии с нормами ФЗ "О ведомственной охране", ст. 13 которого предусматривает, что при применении специальных средств или огнестрельного оружия работники ведомственной охраны обязаны:
- стремиться в зависимости от характера и степени опасности преступления или административного правонарушения, степени опасности лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой вред, причиняемый при этом, был минимальным;
- предупредить о намерении применить их, а в исключительных случаях, когда промедление с применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность для жизни или здоровья граждан либо работников ведомственной охраны или может повлечь иные тяжкие последствия, действовать без предупреждения;
- обеспечить лицам, получившим телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь;
- доложить по подчиненности о каждом случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.

Часть 3.2 комментируемой статьи за органами и государственными учреждениями, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), закрепляет обязанности, связанные с приобретением, ношением, применением и хранением специальных средств, служебного и гражданского оружия. Эти обязанности заключаются в том, что указанные органы ведут учет, хранят и осуществляют выдачу этих специальных средств и оружия.

Обратим внимание на то, что в отличие от ч.3.1 комментируемой статьи эти обязанности закрепляются не за должностными лицами органов и государственных учреждений, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), а, собственно, за такими органами и государственными учреждениями, поскольку именно они обеспечивают реализацию прав их должностных лиц на ношение, хранение и применение специальных средств и оружия.

Вышеуказанные обязанности органы и государственные учреждения, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), реализуют в соответствии с ФЗ "Об оружии", согласно которому приобретенное оружие подлежит регистрации в соответствующих органах внутренних дел в двухнедельный срок со дня его приобретения. При регистрации оружия юридическим лицам с особыми уставными задачами выдается разрешение на хранение и использование этого оружия сроком на три года на основании документов, подтверждающих законность приобретения оружия.

Часть 3.3 комментируемой статьи содержит бланкетную норму о хранении, ношении и применении специальных средств. Так, согласно Правилам хранения, ношения и применения специальных средств должностными лицами, осуществляющими государственный лесной контроль и надзор, утвержденным постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2010 года N 47, должностные лица при исполнении возложенных на них обязанностей по осуществлению государственного лесного контроля и надзора могут применять в качестве специальных средств: резиновые палки; слезоточивый газ; наручники; средства принудительной остановки транспорта.

Должностными лицами при исполнении указанных обязанностей могут использоваться служебные собаки.

Часть 3.4 комментируемой статьи аналогично ч.3.3 содержит бланкетную норму о перечне и предельной численности должностных лиц, которые осуществляют федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) и которым разрешено хранение, ношение и применение специальных средств и оружия. Так, согласно постановлению Правительства РФ от 23 апреля 2013 года N 366, в частности, в органах исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) к таким должностным лицам отнесены, собственно, должностные лица этих органов, а что касается численности, то, например, в Саратовской области она составляет 124.

Часть 3.5 комментируемой статьи аналогично предыдущим частям содержит норму бланкетного характера о типах, моделях и количестве оружия, которые могут использовать должностные лица, которые осуществляют федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), а также о правилах применения оружия соответствующих типов и моделей (см. об этом подробнее постановление Правительства РФ от 13 июня 2013 года N 495 "Об обеспечении служебным оружием, разрешенным в качестве служебного оружия гражданским оружием самообороны и охотничьим огнестрельным оружием должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану)").

4. В ч.4 комментируемой статьи определены идентифицирующие признаки, которые, с одной стороны, подтверждают полномочия должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), а с другой стороны обеспечивают возможность для иных лиц идентифицировать лицо, осуществляющее федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану). Такими признаками являются:
1) служебное удостоверение;
2) форма установленного образца.

В настоящее время образец такого служебного удостоверения установлен приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11 июня 2002 года N 358 "Об утверждении образца удостоверений государственных инспекторов и Порядка их выдачи". Однако в настоящее время этот приказ не является актуальным, поскольку, во-первых, в настоящее время Министерства природных ресурсов Российской Федерации не существует, а существует Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а во-вторых, наименование и содержание этих удостоверений не соответствуют федеральному законодательству, действующему в настоящее время.

Также отметим, что в настоящее время вопросы о форменной одежде должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), урегулированы приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Федерального агентства лесного хозяйства от 14 декабря 2005 года N 331 "Об утверждении перечня форменной одежды работников лесного хозяйства, норм ее выдачи, порядка учета и ношения".

5. Из ч.5 комментируемой статьи следует обязательность решений, принятых органами исполнительной власти, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану). Обязательность представляет собой необходимость исполнения тех требований и положений, которые содержатся в решениях органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).

При этом ч.5 комментируемой статьи предусматривает возможность обжалования этих решений в судебном порядке, соответственно, обжалованы они могут быть органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, в отношении которых осуществляется федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана). Что касается судебного производства, которое может иметь место по этим делам, то оно представляет собой оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 января 2012 года по делу N А33-3694/2011).

Консультации и комментарии юристов по ст 96 ЛК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 96 ЛК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.