Статья 95. Оценка лесов

1. Оценка лесов (оценка лесных участков и оценка имущественных прав, возникающих при использовании лесов) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

2. Часть утратила силу с 10 августа 2008 года - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 143-ФЗ.

3. Государственная кадастровая оценка лесных участков проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Комментарий к статье 95 ЛК РФ

1. Комментируемая статья предусматривает довольно важный институт правовых отношений, вытекающих из существа платности предоставления пользования лесных ресурсов: оценка лесов. При этом комментируемая статья сразу оговаривает, что именно является предметом оценки:
- оценка лесных участков. В данном случае необходимость оценки вытекает из возможности заключения договора купли-продажи лесных насаждений.

- оценка имущественных прав, возникающих при использовании лесов. В указанном случае необходимость оценки возникает при аренде лесных участков для различных видов лесопользования.

Комментируемая статья не устанавливает порядок проведения оценки, отсылая к профильному закону в данной сфере - ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Необходимо отметить, что с соответствии с п.10 ст. 105.3 НК РФ, если в соответствии с действующим законодательством при совершении сделки является обязательным проведение оценки, основанием для определения рыночной цены является стоимость объекта оценки, определенная оценщиком.

Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" устанавливает случаи проведения обязательной оценки имущества. Так, в соответствии со ст. 8 указанного закона, проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, в том числе:
- при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;
- при использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;
- при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
- при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
- при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц,
- в иных случаях.

Указанный перечень не является исчерпывающим, иными федеральными законами могут быть установлены иные случаи обязательной оценки имущества, например:
- в соответствии с ч.7 ст. 38.1 ЗК РФ оценка обязательна при определении начальной цены земельного участка, продаваемого с аукциона (или начального размера арендной платы при заключении договора аренды земельного участка), если этот участок находится в государственной или муниципальной собственности и предназначен для жилищного строительства;
- в соответствии с ч.5.2 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" обязательно проведение оценки при установлении рыночной стоимости земельных участков Фонда содействия развитию жилищного строительства, иных объектов недвижимого имущества Фонда при продаже их для определенных целей, либо залоге
- в соответствии с ч.1 комментируемой статьи при оценке лесов.

2. Что же такое оценка лесов, как она осуществляется, и что является результатом указанной оценки?
В соответствии со ст. 3 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости. Таким образом, исходя из определения оценочной деятельности, которое дано в Законе об оценочной деятельности, в результате проведения оценки собственности оценщик должен определить стоимость этого объекта. При этом указанная стоимость, определенная в результате оценки в соответствии с требованиями ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе при совершении сделок купли-продажи, передаче в аренду или залог, страховании, кредитовании, внесении в уставный (складочный) капитал, для целей налогообложения, при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, реорганизации и приватизации предприятий, разрешении имущественных споров, принятии управленческих решений и иных случаях (пункт 4 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 года N 255).

Основные виды стоимости поименованы в самом ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации":
1) рыночная стоимость объекта - вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
- одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
- стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
- объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
- цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
- платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Возможность отчуждения на открытом рынке означает, что объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов, при этом срок экспозиции объекта на рынке должен быть достаточным для привлечения внимания достаточного числа потенциальных покупателей.

Разумность действий сторон сделки означает, что цена сделки - наибольшая из достижимых по разумным соображениям цен для продавца и наименьшая из достижимых по разумным соображениям цен для покупателя.

Полнота располагаемой информации означает, что стороны сделки в достаточной степени информированы о предмете сделки, действуют, стремясь достичь условий сделки, наилучших с точки зрения каждой из сторон, в соответствии с полным объемом информации о состоянии рынка и объекте оценки, доступным на дату оценки.

Отсутствие чрезвычайных обстоятельств означает, что у каждой из сторон сделки имеются мотивы для совершения сделки, при этом в отношении сторон нет принуждения совершить сделку.

В соответствии с Федеральным стандартом оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)" рыночная стоимость определяется оценщиком, в частности, в следующих случаях:
- при изъятии имущества для государственных нужд;
- при определении стоимости размещенных акций общества, приобретаемых обществом по решению общего собрания акционеров или по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества;
- при определении стоимости объекта залога, в том числе при ипотеке;
- при определении стоимости неденежных вкладов в уставный (складочный) капитал;
- при определении стоимости имущества должника в ходе процедур банкротства;
- при определении стоимости безвозмездно полученного имущества;
2) кадастровая стоимость объекта - стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения.

Необходимо обратить внимание, что в соответствии с ч.3 комментируемой статьи государственная кадастровая оценка проводится только в отношении лесных участков и производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Государственная кадастровая оценка представляет собой ряд действий, результатом которых является определение кадастровой стоимости лесных участков.

Это такие действия, как:
- принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;
- формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;
- отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки;
- определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости;
- экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости;
- утверждение результатов определения кадастровой стоимости;
- опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости;
- внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (ст. 24.11 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").

3. Основные правила проведения государственной кадастровой оценки земель установлены постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 316. В соответствии с указанным постановлением, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.

Основой проведения государственной кадастровой оценки земель является классификация земель по целевому назначению и виду функционального использования, в связи с чем применяются различные подходы для определения кадастровой стоимости земель различного функционального назначения.

Следует отметить, что до принятия ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" системы учета земли и иной недвижимости были разделены (существовали системы государственного земельного кадастра, технического учета объектов капитального строительства, а также водного, лесного и других природно-ресурсных кадастров). Это увеличивало временные затраты правообладателей при учете недвижимости, регистрации прав на нее, получении информации из систем учета, поскольку для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка и прочно связанного с ним объекта недвижимости и получения информации необходимо было обратиться в каждую из систем.

В целях создания единой системы государственного кадастрового учета объектов недвижимости постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2005 года N 560 утверждена подпрограмма "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2012 годы)", в рамках реализации которой и был принят ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии со ст. 92 ЛК РФ и ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 316 при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель. Таким образом, государственный кадастровый учет земель лесного фонда может являться основой для государственной кадастровой оценки указанных земель.

До недавнего времени государственная кадастровая оценка земель лесного фонда проводилась в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель лесного фонда Российской Федерации, утвержденной приказом Росземкадастра от 17 октября 2002 года N П/336. Однако данная Методика имела ряд существенных недостатков: отсутствовала группировка видов использования земель лесного фонда; производилась оценка только спелых насаждений основных лесообразующих пород, не учитывались молодняки, средневозрастные и приспевающие насаждения, земли, не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для ее восстановления, и пр. Приказом Министерства экономического развития РФ от 15 марта 2010 года N 96 указанная Методика была признана не подлежащей применению.

Приказом Росземкадастра от 12 марта 2003 года N п/42 утверждены показатели кадастровой стоимости лесных земель в пределах территорий субъектов РФ.

Так, наименьшую кадастровую стоимость имеют лесные земли в Чукотском автономном округе (380 руб./га), Ненецком автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе, Камчатской, Магаданской областях (400 руб./га). Наибольшую кадастровую стоимость имеют лесные земли в субъектах РФ, обладающие наименьшим запасом лесов: Чеченская, Ингушская республики, Республика Адыгея (7490 руб./га).

Дополнительно следует отметить, что в соответствии со ст. 81 ЛК РФ установление порядка определения кадастровой стоимости лесных участков относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, в связи с чем указанная сфера требует регулирования на федеральном уровне.

Консультации и комментарии юристов по ст 95 ЛК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 95 ЛК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.