Статья 94. Платность использования лесов

1. Использование лесов в Российской Федерации является платным.

2. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.

3. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 94 ЛК РФ

1. Одним из основных принципов лесного законодательства, закрепленных в ст. 1 ЛК РФ, является принцип платности использования лесов.

Плата за использование лесов является одной из разновидностей платы за использование природных ресурсов, закрепленных в ФЗ "Об охране окружающей среды". В соответствии со ст. 3 указанного закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе определенных принципов, одним из которых является платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

Кроме того, ст. 14 ФЗ "Об охране окружающей среды" закрепляет довольно разнообразные методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, в числе которых:
- установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
- проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
- проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
- возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде.

В целом, принцип платности природопользования (введение платы за использование природных ресурсов) и возмещение вреда окружающей среде (введение платы за причинение вреда окружающей среде) направлено на осуществление эффективного использования природных ресурсов, снижение их недооценки. Российским законодательством предусматриваются различные виды платности, зависящие, в первую очередь, от вида природных ресурсов свои собственные формы платности. Так, например, формами платы за водопользование являются плата за право пользования водными объектами и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов. В отношении недропользования предусматриваются следующие формы платы: плата за право на поиски, разведку полезных ископаемых; за право на добычу полезных ископаемых; за право пользования недрами в других целях; на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Формы платы за использование земли - земельный налог и арендная плата.

Таким образом, введение принципа платности использования лесов, предусмотренного ст. 1 ЛК РФ и воспроизведенного комментируемой статьей, полностью созвучно общему принципу платности природопользования, предусмотренному федеральным законодательством.

2. Достаточно интересным представляется анализ правовой природы платежей за использование леса, в связи с тем, что с введением комментируемого ЛК РФ (с 1 января 2007 года) система лесных платежей полностью изменилась.

Необходимо иметь ввиду, что лесной фонд относится к категории возобновляемых природных ресурсов, поэтому его эффективное использование может, не нанося ущерба окружающей среде, обеспечить существенно высокий уровень доходов при установлении адекватных платежей, позволяющих обеспечить реализацию данной цели. При этом необходимо отметить, что важной особенностью лесного фонда как возобновляемого ресурса является большая продолжительность периода, необходимого для его воспроизводства: воспроизводство полноценного леса требует несколько десятков лет, кроме того, необходимы существенные вложения финансовых ресурсов, а также специализированные подразделения, располагающие соответствующей материально-производственной базой и профессиональными кадрами.

Государственное регулирование, проводимое путем формирования и совершенствования законодательной системы, должно обеспечивать в рассматриваемой области принятие превентивных мер для обеспечения доходности и сбалансированного воспроизводства лесных ресурсов. Таким образом, очевидно, что реализация этих целей требует построения адекватной системы платежей за пользование лесными ресурсами.

До введения в действие нового ЛК РФ, к платежам за пользование лесным фондом относились лесные подати и арендная плата (ст. 103 ЛК РФ 1997 года). Платежи за пользование лесным фондом взимались в виде лесных податей при краткосрочном пользовании участками лесного фонда и арендной платы - при долгосрочном. Ставки лесных податей устанавливались за единицу лесного ресурса, а по отдельным видам лесопользования - за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда. Арендная плата определялась на основе ставок лесных податей, по сути, ставки лесных податей и выполняли функцию налоговой ставки. В действующей на тот момент системе платежей, в том числе налоговых платежей, указанные платежи формально не относились к налоговым платежам, так как в НК РФ лесные подати не упоминались в системе налогов и сборов. Кроме того, ставки лесных податей устанавливались Правительством РФ, хотя, если говорить о налогах, то все налоговые платежи должны быть определены законом. Кроме того, лесные подати и арендные платежи при долгосрочной аренде нельзя отнести к налоговым платежам также в связи с тем, размер арендной платы определялся также по договору, что недопустимо для налога или сбора.

В действующем ЛК РФ не предусмотрены понятия лесных податей, сборов и других платежей. Согласно новому ЛК РФ за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Договор аренды лесного участка заключается в различных случаях на срок от года либо 10 лет до 49 лет. К договору аренды применяются соответствующие положения ГК РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ. Сказанное, естественно, исключает налоговый характер платежей за использование лесных ресурсов.

Это подтверждается и требованиями БК РФ. В соответствии со ст. 51 БК РФ лесные платежи выступают как неналоговые доходы федерального бюджета и формируются за счет платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в федеральной собственности. В соответствии со ст. 57 БК РФ плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, а также платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в собственности субъектов РФ, относится к неналоговым доходам бюджетов субъектов РФ.

Здесь необходимо отметить следующее. В связи с указанными положениями бюджетного законодательства платежи за пользование природными ресурсами и плата за негативное воздействие, в том числе лесные платежи, поступая в бюджет того или иного уровня, имеют нецелевой характер, так как доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными его расходами, за исключением доходов целевых бюджетных фондов. В целом, закрепление какого-либо платежа в форме налога подразумевает отсутствие целевой направленности данного платежа. Это связано, прежде всего, с главной функцией налога - фискальной, т.е. пополнения бюджета. Тем не менее, если ставить на первое место стимулирующую функцию природоресурсных платежей (целью которой является уменьшение экологически вредной активности), эффективность их взимания зависит от степени уменьшения поступления в бюджет. Подобная структура платежей за использование природных ресурсов, в том числе лесных ресурсов, вызывает значительное количество вопросов: насколько эффективны могут быть природоресурсные платежи, если при снижении экологически вредной активности уменьшается база исчисления платежа и вследствие этого - поступления в бюджет?
________________
См. Правовое регулирование природоресурсных платежей: учебное пособие. М., 2007 / URL: http://www.kniga.com/books/preview_txt.asp?sku=ebooks322003
Тем не менее, государство пока не планирует изменение подхода к природоресурсным, в том числе лесным, платежам.

Платежам в сфере использования лесных ресурсов уделяется пристальное внимание со стороны государства. Основная цель экономического регулирования в данной сфере - повышение адекватности и экономической эффективности платежей.

Как отмечено в Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, планируется поэтапное формирование экономического механизма организации устойчивого лесопользования и управления лесами и использования экономических стимулов для развития отраслей лесной промышленности. В целях стимулирования лесопользователей в части выполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов, а также по строительству лесных дорог должна проводиться гибкая ценовая политика. Как уточняется в данном документе, стратегической целью государства по вопросам ценовой политики должно стать совершенствование системы платежей за использование лесов на рентной основе с учетом сложившейся конъюнктуры рынка лесных ресурсов и оказываемых услуг. В частности, для арендаторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, планируется предусмотреть минимизацию уровня ставок платы за лесные ресурсы на период окупаемости проектов.

В Проекте национальной Лесной политики Российской Федерации (опубликована на сайте Рослесхоза по адресу: URL: http://www.rosleshoz.gov.ru/activity/politics/docs/projects/1) также устанавливаются основные положения, обосновывающие платной использования лесных ресурсов. В соответствии с указанным документом, использование лесов осуществляется на принципе платности за лесные ресурсы и безусловного соблюдения взятых на себя обязательств по полному и своевременному внесению этой платы. Плата за лесные ресурсы устанавливается на основе дифференцированной оценки рыночной стоимости лесных ресурсов и услуг, определяемой с учетом состояния лесов, их экологической и социальной ценности, экономической и технологической доступности. Плата за лесные ресурсы должна в полной мере компенсировать прямые и косвенные затраты на их воспроизводство. Применяемые в лесном секторе экономические механизмы должны способствовать формированию рыночной стоимости лесных ресурсов и услуг, обеспечивающей прибыльность лесного сектора экономики без ущерба для состояния и целевых функций лесов.

3. Как уже отмечалось выше, в сегодняшних условиях платежами за использование лесных ресурсов являются:
- арендная плата;
- плата по договору купли-продажи лесных насаждений.

Размер арендной платы устанавливается на основе ее минимального размера, который определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема их изъятия (при использовании с изъятием лесных ресурсов) либо как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка. При этом ставки платы утверждаются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и земельным законодательством, если иное не предусмотрено специальными нормами ЛК РФ.

Арендная плата (плата за пользование лесным участком) уплачивается арендаторами в соответствии с договорами аренды лесных участков, на основании которых граждане и юридические лица осуществляют, например, заготовку древесины (ст. 29 ЛК РФ), заготовку живицы (ст. 31 ЛК РФ), заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов (ст. 32 ЛК РФ), заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (ст. 34 ЛК РФ), использование лесов для ведения охотничьего хозяйства (ст. 36 ЛК РФ), выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений (ст. 39 ЛК РФ), научно-исследовательскую, образовательную деятельность (ст. 40 ЛК РФ), рекреационную деятельность (кроме государственных и муниципальных учреждений) (ст. 41 ЛК РФ), создание лесных плантаций и их эксплуатацию (ст. 42 ЛК РФ), выполнение работ по геологическому изучению недр, разработку месторождений полезных ископаемых (ст. 43 ЛК РФ), переработку древесины и иных лесных ресурсов (ст. 46 ЛК РФ).

По договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях в государственной или муниципальной собственности.

Плата по договору купли-продажи лесных насаждений, за исключением платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, определяется на основе минимального размера платы, устанавливаемого в соответствии с ч.2 и 3 ст. 76 ЛК РФ. Минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины.

Ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (см. п.30 ст. 81, п.3 ст. 82, п.3 ч.1 ст. 84 ЛК РФ).

Таким образом, и арендная плата, и плата по договору купли-продажи являются по правовой природе гражданско-правовыми. Государство как собственник леса выступает стороной частноправового договора и предоставляет в пользование данный природный ресурс. Тот факт, что ЛК РФ специально указывает на применение к возникающим отношениям положений о договорах аренды или купли-продажи, также свидетельствует о гражданско-правовой форме данных плат.

Порядок определения размера арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со ст. 73 и 76 ЛК РФ (см. комментарий к указанным статьям).

Консультации и комментарии юристов по ст 94 ЛК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 94 ЛК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.