1. Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.
2. В государственном лесном реестре содержится документированная информация:
1) о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса;(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ.
2) о лесничествах, лесопарках, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах;(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ.
3) о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах;(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ.
4) об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий;(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ.
5) о лесных участках и об их границах;(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ.
6) о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов;
7) об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве;
8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
2.1. Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
3. Документированная информация, содержащаяся в государственном лесном реестре, относится к общедоступной информации, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
4. Документированная информация, предусмотренная частью 2 настоящей статьи, в обязательном порядке представляется:
1) лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов;
2) органами государственной власти, осуществляющими управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
5. Перечень видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, и условия ее предоставления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
6. В течение пяти рабочих дней уполномоченный орган исполнительной власти предоставляет заинтересованному лицу выписку из государственного лесного реестра или в письменной форме направляет заинтересованному лицу мотивированный отказ в предоставлении такой выписки. Отказ может быть обжалован заинтересованным лицом в судебном порядке.
7. За предоставление выписок из государственного лесного реестра взимается плата. Размер указанной платы и порядок ее взимания устанавливаются Правительством Российской Федерации.
8. Документированная информация, предусмотренная частью 2 настоящей статьи, предоставляется бесплатно органам государственной власти, а также иным лицам в предусмотренных федеральными законами случаях.
8.1. Необходимая для предоставления государственных или муниципальных услуг информация из государственного лесного реестра предоставляется уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими функции по ведению государственного лесного реестра, по межведомственному запросу органов, предоставляющих государственные услуги, или органов, предоставляющих муниципальные услуги, либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
9. Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
10. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре. Порядок представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, органами государственной власти и органами местного самоуправления устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Комментарий к статье 91 ЛК РФ
1. Государственный реестр представляет собой систематизированный свод сведений об объекте учета, ведение которого осуществляется уполномоченным органом государственной власти. В рамках комментируемой статьи ЛК РФ конкретизирует общее понятие применительно к лесному фонду, рассматривая государственный лесной реестр как систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. Реестр представляет собой упорядоченную совокупность обязательных сведений, перечень которых нормативно определен, в отношении каждого лесного участка. Наряду с общими характеристиками такого участка, реестр должен включать в свое содержание и сведения об использовании, охране, защите, воспроизводстве объекта учета.
Реестр ведется для организации рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесов и обеспечения достоверными сведениями о лесах органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, заинтересованных граждан и юридических лиц, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Государственный лесной реестр находится в стадии становления. Так, в 2013 году автоматизированная информационная система "Государственный лесной реестр" вводится в действие во Владимирской области. Принципиальным моментом создания АИС "ГЛР" является автоматизированное рабочее место лесничего. Использование АИС "ГЛР" позволит в режиме "реального времени" отслеживать все изменения, происходящие в лесах, в том числе - место расположения и объемы рубок, потери от лесных пожаров, восстановление лесов, а также более оперативно принимать решения по управлению указанными процессами. В настоящее время информация об изменениях в лесном фонде вносится в государственный лесной реестр в рабочем режиме. Использование современного программного обеспечения в регионе не только освободит работников лесного хозяйства от бумажного документооборота, но и увеличит персональную ответственность за принятые решения. Реализация АИС ГЛР в регионе будет проводиться в несколько этапов.
________________
URL: http://www.rosleshoz.gov.ru/dep/center/press/525
2. Согласно положениям приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 30 мая 2011 года N 194 "Об утверждении Порядка ведения государственного лесного реестра" реестр состоит из четырех разделов. В разделе "Леса и лесные ресурсы" содержится документированная информация:
- о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса;
- о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах;
- о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах;
- об особо защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования территорий;
- о лесных участках;
- о количественных, качественных, экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов.
В разделе "Использование лесов" содержится документированная информация:
- о видах использования лесов, предусмотренных лесным планом субъекта РФ и лесохозяйственными регламентами лесничеств (лесопарков);
- о предоставлении лесов гражданам и юридическим лицам (о правах пользования, видах и сроках разрешенного и фактического использования лесов, наличии проектов освоения лесов и заключений государственной экспертизы на них и другие сведения).
В разделе "Охрана и защита лесов" содержится документированная информация об охране лесов, защите лесов, о предусмотренных лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственными регламентами лесничеств (лесопарков) и выполненных мероприятиях по охране и защите лесов.
Раздел "Воспроизводство лесов" отражает документированную информацию о воспроизводстве лесов, о лесном семеноводстве, о предусмотренных лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственными регламентами лесничеств (лесопарков) и выполненных мероприятиях по воспроизводству лесов и лесоразведению.
Указанные сведения должны быть в полном объеме внесены в реестр. Наряду с требованием полноты ЛК РФ указывает на необходимость установления соответствия таких сведений данным, отраженным в правоустанавливающих и иных документах, представляемых заявителем на регистрацию. В то же время указанное соответствие выступает гарантией обоснованности внесения сведений в реестр, поскольку они могут быть внесены исключительно на основании представленных документов. Самостоятельно уполномоченный орган такие сведения включить не может.
Необходимо обратить внимание, что согласно ч.2.1 комментируемой статьи внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При этом согласно ч.5 рассматриваемой статьи перечень видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, и условия ее предоставления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Для реализации указанных норм следует применять положения приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 15 февраля 2012 года N 54 "Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра", приказа Министерства природных ресурсов РФ от 20 июля 2007 года N 190 "Об утверждении Перечня видов информации, предоставляемой в обязательном порядке заинтересованным лицам, и условий ее предоставления", также рекомендуется учитывать указания по внесению информации в автоматизированную информационную систему государственного лесного реестра, утвержденные приказом Рослесхоза от 22 января 2013 года N 10.
В соответствии с приказом Рослесхоза от 10 ноября 2011 года N 472 "Об утверждении методических рекомендаций по проведению государственной инвентаризации лесов" в части использования материалов государственного лесного реестра уполномоченный орган осуществляет:
- подготовку к формированию федеральных информационных ресурсов на основе использования документированной информации;
- сбор документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр органами исполнительной власти субъектов РФ в области лесных отношений;
- проверку целостности, качества и полноты собираемых данных в отчетах;
- загрузка проверенных отчетов в хранилище Отраслевой автоматизированной системы управления лесным хозяйством.
Таким образом, на всех этапах реализации уполномоченным органом функций по ведению государственного лесного реестра, на него возлагается обязанность по сбору анализу документированной информации.
Источниками информации для внесения в АИС ГЛР являются следующие документы:
- данные государственного учета лесного фонда по состоянию на 1 января 2007 Года или данные учета лесного фонда по состоянию на 1 января 2003 года в случае их отсутствия;
- данные государственного лесного реестра за предыдущий отчетный период;
- распоряжения Правительства РФ о переводе земель лесного фонда в земли других категорий и акты органов государственной власти субъектов РФ о переводе земель других категорий в земли лесного фонда;
- решения уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления;
- иные нормативно-правовые и распорядительные акты, предусмотренные действующим законодательством РФ.
Приведенный перечень документов отражает наиболее значимые, однако это не означает обязанность заявителя предоставить все без исключения указанные документы. Индивидуальный перечень определяется применительно к каждому конкретному случаю, целям и задачам внесения сведений в лесной реестр, а также обстоятельствам, подлежащим отражению в реестре и т.п.
Перечень документов носит открытый характер, т.е. позволяет уполномоченному органу истребовать от заявителя и иные документы, необходимые для внесения сведений в государственный лесной реестр. Однако подобный подход противоречит общим правилам ведения государственных реестров, в соответствии с которыми уполномоченному органу запрещено истребовать документы, не включенные в нормативный перечень, более того ряд документов не истребуется органом у заявителя, а получается самостоятельно в рамках межведомственного взаимодействия с иными субъектами.
3. Лесной кодекс РФ определяет информацию, содержащуюся в государственном лесном реестре, в качестве общедоступной (ч.3 комментируемой статьи), т.е. сведения о лесном участке могут быть предоставлены любому лицу на основании его заявления. Такая информация не имеет ограничений в обороте, но предоставляется при условии соблюдения установленного порядка ее получения - обращения с заявлением в уполномоченный орган. В заявлении должны быть отражены реквизиты того участка, в отношении которого запрашивается информация. Причем такие реквизиты должны однозначно идентифицировать соответствующий участок, например, адрес места расположения, кадастровый номер и т.п.
Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод сведений об участках лесного фонда, что предполагает включение в его содержание информации обо всех без исключения земельных участках, на которых располагаются лесные массивы, в том числе и расположенные на землях обороны и т.п. В ряде случаев ЛК РФ может быть установлено ограничение на распространение информации об отдельных участках - информация ограниченного доступа.
Как правило, ограничение доступа к информации вводится в тех случаях, когда сведения содержат в себе государственную или иную охраняемую законом тайну, а также в иных случаях. Если сведения об участке лесного фонда отнесены к информации ограниченного доступа, то они могут предоставляться только лицу, предоставившему дополнительно к необходимому перечню документов также специальное разрешение на получение информации с ограничением. В ряде случаев нормативные акты предусматривают ограничения по представлению подобного рода информации даже органам государственной власти и местного самоуправления, поскольку указанные сведения могут быть предоставлены не только определенным органам власти, но и определенному кругу должностных лиц таких органов, наделенных правом доступа к указанной информации.
Предоставление информации ограниченного доступа лицу, не наделенному правомочиями на ее получение, является правонарушением и влечет применение мер юридической ответственности.
4. Наряду с общими правилами представления информации из государственного лесного реестра, положения комментируемой статьи предусматривают специальные требования к предоставлению информации. Несмотря на отсутствие специального нормативного предписания, положения ч.4 комментируемой статьи ориентированы на информацию ограниченного доступа. По общему правилу сведения, отнесенные к данной категории, могут предоставляться ограниченному кругу субъектов при наличии определенных условий. Однако ЛК РФ определяет круг лиц, которым могут быть предоставлены любые сведения из лесного реестра независимо от статуса и объема информации, а также ограниченности ее использования. К таким субъектам ЛК РФ относит:
- лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов - как правило, таким субъектам информация из реестра предоставляется без ограничения ее объема лишь в отношении тех участков, которые им принадлежат на праве собственности или ином зарегистрированном праве, т.е. о собственных лесных участках их правообладатели могут получить сведения, содержащиеся в реестре в полном объеме, т.е. без каких-либо ограничений;
- органы государственной власти, осуществляющие управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов - являются специально уполномоченными органами управления, которые наделены функциями охраны, использования и восстановления лесов. Запрашиваемая информация, содержащаяся в реестре, необходима указанным органам для реализации таких функций. Поскольку государственные органы реализуют отдельные функции государства, отнесенным соответствующим нормативным актом к их ведению, то тем самым обеспечивают представительство государства в различных правоотношениях. Реестр также имеет статус государственного средства учета лесных участков, т.е. формируется государством для обеспечения использования, охраны, защиты и восстановления лесов. Наличие обоюдной государственной принадлежности и реестра и органов власти указывает на отсутствие необходимости ограничения объема информации, представляемой таким субъектам, в том числе и в случае ограниченного характера оборота таких сведений.
5. В случае необходимости получения сведений об отдельных участках лесного фонда, заинтересованное лицо (заявитель) обращается в уполномоченный на ведение реестра орган государственной власти - его соответствующее подразделение с заявлением о представлении необходимых сведений. Уполномоченный орган принимает данное заявление и с этого момента у него возникает обязанность представить заявителю ответ: выдать необходимые сведения либо мотивированно отказать в их представлении.
Для принятия соответствующего решения ЛК РФ (ч.6 комментируемой статьи) предоставляет органу пятидневный срок с момента получения заявления. Следует обратить внимание, что такой срок является максимально возможным, т.е. ответ заявителю может быть выдан в более короткий срок, но превышение нормативно регламентированного периода является недопустимым.
Немаловажное значение имеет и порядок исчисления указанного срока: его течение по общим правилам гражданского законодательства начинается со дня, следующего за днем приема заявления. Срок исчисляется в рабочих днях, что увеличивает календарный период подготовки ответа. Рабочие дни устанавливаются применительно к графику работы уполномоченного органа: если по графику суббота является рабочим днем, она подлежит включению в установленный срок (например, такой режим учитывается в отношении Росреестра), если же она признается выходным днем, то такой день не подлежит включению в установленный период подготовки ответа.
Выдача мотивированного ответа производится на следующий день после истечения периода, определенного ч.6 настоящей статьи, т.е. фактически на шестой рабочий день с момента приема заявления, если не был выдан в более ранний период времени.
Одновременно ЛК РФ устанавливает и специальную форму ответа уполномоченного органа: независимо от его содержания он должен быть изготовлен исключительно в письменной форме. Положительный ответ связан с необходимостью представления запрашиваемых сведений. Традиционной формой выдачи сведений практически для всех государственных реестров, ведение которых осуществляется в Российской Федерации, является выписка из государственного реестра. Применение данной формы предусмотрено ЛК РФ и для лесного реестра, в связи с чем истребуемые сведения предоставляются заявителю в форме выписки из государственного лесного реестра.
Отказ в предоставлении сведений также должен быть представлен в письменной форме, причем ее содержание является произвольным. Так, отказ должен быть обоснованным, т.е. решение принято в соответствии с основаниями, установленными ЛК РФ с указанием причин, послуживших причиной отказа в выдаче необходимых сведений. Факт устранения указанных в решении об отказе обстоятельств заявитель может повторно обратиться за представлением ему сведений, кроме случаев когда такие основания являются неустранимыми, например, отсутствие сведений в реестре и т.п. В случае, если заявитель считает отказ необоснованным, ему предоставлено право обжалования решения уполномоченного органа в судебном порядке. Судебная инстанция является единственным субъектом обжалования, закон не допускает возможности обжалования отказа в выдаче выписки из государственного лесного реестра в административном порядке. Порядок судебного обжалования определяется соответственно ГПК РФ и АПК РФ.
6. Согласно положениям ч.7 комментируемой статьи за предоставление выписок из государственного лесного реестра взимается плата. Размер указанной платы и порядок ее взимания устанавливаются Правительством РФ.
Несмотря на вступление в силу нового порядка ведения государственного лесного реестра, ранее принятое постановление Правительства РФ от 3 марта 2007 года N 138 "О размере платы за предоставление выписок из государственного лесного реестра и порядке ее взимания" сохраняет свою силу.
Размер платы за предоставление выписок из государственного лесного реестра (далее - плата) составляет 50 рублей за 1 лист формата A 4 (при двухсторонней печати стоимость удваивается). Плата вносится заинтересованным лицом через банк или иную кредитную организацию путем наличного или безналичного расчета и зачисляется в доход федерального бюджета. Внесение платы в безналичном порядке подтверждается копией платежного поручения с отметкой банка или иной кредитной организации о его исполнении. Внесение платы наличными средствами подтверждается квитанцией установленной формы. Документ, подтверждающий внесение платы, представляется в орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение государственного лесного реестра, в который поступило заявление. По данным Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области за 2012 год по заявлениям заинтересованных лиц предоставлено 249 выписок из государственного лесного реестра Владимирской области на сумму 46,4 тыс.руб.
________________
URL: http://dlh.avo.ru/services/21
7. Исключением из общего принципа платности предоставления сведений из государственного лесного реестра является согласно ч.8 комментируемой статьи предоставление сведений о лесном участке его правообладателя, а также органам государственной власти, наделенным полномочиями в области использования, охраны, защиты и восстановления лесов.
Предоставление информации органам государственной власти за плату фактически свидетельствует о необходимости перераспределения федеральных бюджетных средств с одной статьи расходов на другую, фактически этот процесс представляет собой "перекладывание денег из правового кармана в левый", что признано нецелесообразным, в связи с чем плата за предоставление сведений указным органам не производится. Аналогическое правило действует и в случае предоставления сведений субъектам в отношении принадлежащих им участков. Указанные сведения в большинстве своем вносятся на основании представленных правообладателем документов и выступают в качестве доказательства отдельных юридических фактов. В этой связи предоставление сведений из реестра о собственных участках заявителя не требует уплаты государственной пошлины.
Перечень субъектов, обладающих правом на безвозмездное получение сведений их государственного лесного реестра, может быть расширен за счет отнесения к таким категориям иных лиц. Однако их право на безвозмездное получение сведений должно быть нормативно закреплено, причем нормы комментируемой статьи указывают на исключительную компетенцию в решении данного вопроса федеральных законов. Иными нормативными актами перечень рассматриваемых субъектов не может быть изменен.
8. В ходе осуществления органами государственной власти и местного самоуправления своих полномочий у них возникает необходимость истребования сведений из государственного лесного реестра о конкретном земельном участке с расположенным на нем лесным массивом. Для получения указанных сведений у органа отсутствует необходимость обращения к уполномоченному на ведение реестра субъекту в общем порядке. Лесной кодекс РФ предусматривает для указанных субъектов возможность получения необходимой информации по межведомственному запросу, что в значительной степени упрощает порядок деятельности органов власти или самоуправления (ч.8.1 комментируемой статьи).
Межведомственное информационное взаимодействие представляет собой осуществляемое в целях предоставления государственных и муниципальных услуг взаимодействие по вопросам обмена документами и информацией, в том числе в электронной форме, между органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, иными государственными органами, органами местного самоуправления, многофункциональными центрами.
Взаимодействие осуществляется на основании межведомственного запроса - документа на бумажном носителе или в форме электронного документа о представлении документов и информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, направленный органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо многофункциональным центром в государственный орган, орган местного самоуправления, подведомственную государственному органу или органу местного самоуправления организацию, на основании запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги.
Направление межведомственного запроса и представление документов и информации из государственного лесного реестра допускаются только в целях, связанных с предоставлением государственной или муниципальной услуги и (или) ведением базовых государственных информационных ресурсов в целях предоставления государственных или муниципальных услуг. Перечень базовых государственных информационных ресурсов и требования к ним устанавливаются в отношении федеральных базовых государственных информационных ресурсов Правительством РФ, а в отношении региональных базовых государственных информационных ресурсов высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, если иные требования к базовым государственным информационным ресурсам не определены законодательными актами Российской Федерации.
Порядок межведомственного взаимодействия осуществляется в соответствии с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2010 года N 697.
9. Порядок ведения государственного лесного реестра, внесения в него сведений, предоставления выписок, а также реализация иных функций и полномочий отнесена ЛК РФ к компетенции уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти (ч.9 комментируемой статьи). В настоящее время порядок ведения государственного лесного реестра, как уже упоминалось, осуществляется в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства РФ от 30 мая 2011 года N 194 "Об утверждении порядка ведения государственного лесного реестра". Отдельные предписания данного нормативного акта рассмотрены ранее в рамках комментария к настоящей статье, а также отдельным предписаниям иных правовых норм ЛК РФ и подлежат непосредственному применению в практической деятельности уполномоченных на ведение реестра органов государственной власти и органов местного самоуправления.
10. В соответствии с положениями ч.10 комментируемой статьи уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре. Порядок представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, органами государственной власти и органами местного самоуправления устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время указанный Порядок утвержден приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 15 февраля 2012 года N 53.
Консультации и комментарии юристов по ст 91 ЛК РФ
Если у вас остались вопросы по статье 91 ЛК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.