Статья 89. Государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов

1. Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

2. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

3. Государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также проектов освоения лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

4. Муниципальная экспертиза проекта освоения лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, утверждается органом местного самоуправления.

Комментарий к статье 89 ЛК РФ

1. Экспертиза представляет собой специальную форму анализа данных, проводимую по установленной форме и соответствующая выработанным требованиям. По смыслу предписания настоящей статьи указанное исследование характеризуется двумя особенностями. Во-первых, экспертиза проекта освоения лесов является обязательной, т.е. подлежит обязательному проведению независимо от желания или нежелания владельца, собственника лесного объекта. Указанная особенность вытекает из положений ч.1 комментируемой статьи, который формирует императивное требование, указывающее, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе. Таким образом, данное исследование должно быть проведено в обязательном порядке.

Процессуальные особенности проведения экспертизы проекта отнесены законом к компетенции специально уполномоченного органа государственной власти. Анализ действующей структуры федеральных органов исполнительной власти и их компетенции позволяет определить в качестве специально уполномоченного органа Федеральное агентство лесного хозяйства РФ. Именно его приказом от 22 декабря 2011 года N 545 утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов. Во-вторых, проведение экспертизы проекта освоения лесов имеет специальный субъектный состав - уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Иные организации и субъекты такими правомочиями не наделены и проведенная ими экспертиза не имеет юридического значения.

В качестве специально-уполномоченного государственного органа власти, наделенного полномочиями по проведению экспертизы проекта освоения лесов, выступает Министерство природных ресурсов РФ. Реализация указанного полномочия осуществляется данным субъектом в соответствии с Административным регламентом предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации государственной услуги по утверждению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, утвержденным приказом Минприроды России от 9 ноября 2012 года N 379.

Государственная услуга предоставляется уполномоченным подразделением Минприроды России - Департаментом государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России. Стандарт предоставления государственной услуги предусматривает, что государственную услугу представляет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Таким образом, можно вести речь о разграничении фактического и юридического субъекта. Юридическим субъектом выступает уполномоченное министерство, поскольку именно оно предусмотрено в структуре федеральных органов исполнительной власти и соответствующим постановлением Правительства РФ наделено необходимыми полномочиями. Фактически реализация рассматриваемого вида деятельности относится к компетенции Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды, который является фактическим субъектом. Поскольку Департамент представляет собой административное подразделение Министерства природных ресурсов РФ, причем образованным для реализации отдельных функций министерства, то два указанных субъекта представляют собой единое целое, имеющее при том логически выстроенную внутреннюю структуру.

2. Нормативно закреплен единый порядок проведения экспертизы проекта освоения лесов (независимо от того, государственная это экспертиза или муниципальная). Однако перечень уполномоченных на проведение муниципальной экспертизы субъектов подлежит определению самим муниципальным образованием. Так, например, решением Оренбургского городского совета от 25 апреля 2011 года N 145 указанные функции в рамках муниципального образования город Оренбург возложены на отдел охраны окружающей среды администрации города Оренбурга. Постановлением Администрации города Таганрога Ростовской области 14 февраля 2012 года N 541 указанные полномочия возложены на Отдел по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации г.Таганрога. Свобода деятельности муниципальных образований в определении уполномоченного на проведение муниципальной экспертизы проекта освоения лесов органа местного самоуправления свидетельствует о том, что такие полномочия возлагаются в большинстве своем на экологические службы администрации соответствующего муниципального образования. В то же время перечень уполномоченных субъектов достаточно широк и разнообразен.

Существенное значение в рассматриваемых отношениях имеет порядок разграничения компетенции государственных и муниципальных органов, т.е. определение вида экспертизы, которая должна быть проведена в отношении того или иного лесного участка. Традиционным для российского законодательства является установление приоритета государственных функций и полномочий.

В данном случае ч.2 комментируемой статьи также устанавливает общее правило о разграничении видов экспертизы: государственная экспертиза подлежит применению во всех случаях, кроме прямо предусмотренных комментируемой статьей. Случаи проведения муниципальной экспертизы определяются по остаточному принципу, когда не проводится государственная экспертиза. В силу прямого предписания ч.4 комментируемой статьи муниципальная экспертиза может быть проведена лишь в отношении лесов, расположенных на муниципальных землях. Согласно ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;
- право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
- которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Таким образом, ЗК РФ определяет круг участков лесного фонда, в отношении которых может быть проведена муниципальная экспертиза.

Следует также обратить внимание на предписания ч.4 комментируемой статьи, где указано на то, что муниципальная экспертиза проекта освоения лесов утверждается органом местного самоуправления. То есть, по логике ЛК РФ, экспертиза может быть проведена любым субъектом, имеющим необходимые разрешения, а заключение эксперта подлежит лишь утверждению уполномоченным органом местного самоуправления. В актах органов местного самоуправления прослеживается иная тенденция. Например, решение Оренбургского городского совета от 25 апреля 2011 года N 145 в п.2.22 определяет, что Отдел охраны окружающей среды администрации города Оренбурга организует проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов, находящихся в муниципальной собственности. Постановление Администрации города Таганрога 14 февраля 2012 N 541 утверждает Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача заключения по результату проведения муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, находящихся в собственности муниципального образования "Город Таганрог", что также указывает не только на организацию, но и проведение уполномоченным органом муниципальной экспертизы проекта освоения лесов. Таким образом, налицо несоответствие норм муниципальных актов предписаниям федерального законодательства, что является недопустимой тенденцией развития современного законодательства и требует незамедлительного приведения таких актов в соответствие с законом.

3. В отношении участков лесного фонда, не относящихся к категории муниципальных, может быть проведена исключительно государственная экспертиза проекта. Однако и в данном случае ЛК РФ предусматривает ряд исключений. По общему правилу проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов возложено на Министерство природных ресурсов, кроме случаев, предусмотренных ч.3 комментируемой статьи. Исключение из компетенции Министерства природных ресурсов РФ составляют:
- леса, расположенные на территории субъектов РФ, плотность населения которых в пятнадцать раз превышает среднюю плотность населения Российской Федерации. Следует заметить, что для применения указанного исключения наименование соответствующего субъекта РФ должно быть включено в специальный перечень территорий, утверждаемый Правительством РФ. В настоящее время такой перечень окончательно не сформирован;
- леса, расположенные на землях обороны;
- леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий.

Порядок проведения государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на указанных территориях, подлежит утверждению уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Следует обратить внимание, что понятие уполномоченного органа в данном случае в значительной степени разнится. Так, для земель обороны в качестве уполномоченного органа выступает Министерство обороны РФ, для земель особо охраняемых природных территорий - Министерство природных ресурсов РФ и т.п.

В контексте комментируемой статьи категория "уполномоченный орган" указывает на наличие специальных полномочий в области определения порядка проведения и организации экспертизы проектов лесов. С этой точки зрения в качестве уполномоченного органа следует рассматривать исключительно Министерство природных ресурсов РФ, которое дополнительно наделено и функциями по утверждению порядка проведения экспертизы на указанных земельных участках. Об этом свидетельствует и сформированная в настоящее время нормативная база - Порядок проведения экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, утвержден приказом Минприроды России от 9 ноября 2012 года N 379. В этой связи предусмотренное комментируемой статьей исключение из общего порядка проведения государственной экспертизы, есть ни что иное, как исключение, подтверждающее правило.

Консультации и комментарии юристов по ст 89 ЛК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 89 ЛК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.