Статья 88. Проект освоения лесов

1. Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

2. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Комментарий к статье 88 ЛК РФ

1. Большинство документов, предусмотренных гл.10 ЛК РФ, охватывают собой широкий спектр мероприятий, реализация которых подпадает под действие такого документа. Проект освоения лесов, с одной стороны, в силу прямого предписания ч.1 комментируемой статьи, необходим лишь при осуществлении лесопользования. Однако процесс использования лесных ресурсов никоим образом не умаляет значение охранных и защитных мероприятий. Более того, любой пользователь должен обеспечивать охрану и защиту лесов в рамках их использования, а также восстановление - в случае необходимости. Составление большинства лесных массивов свидетельствует о том, что восстановительная деятельность также является одной из обязательных составляющих лесопользования. В этой связи проект освоения лесов не может ограничиваться исключительно использованием данного вида лесов, а предполагает регламентацию и иных значимых направлений деятельности в данной сфере.

Следует также обратить внимание, что положения комментируемой статьи в большей степени носят общий характер, нежели иные предписания. В частности, они призваны декларировать два юридических факта:
- обязанность лесопользователей по разработке и реализации плана освоения лесов;
- определить порядок разработки и состав проекта освоения лесов.

Формируя обязанность разработки проекта освоения лесов, ЛК РФ прямо отсылает к нормам ст. 12, в соответствии с которой он должен быть составлен. Подобная формулировка правовой нормы предполагает определение процессуальных аспектов реализации рассматриваемой обязанности, т.е. определение порядка составления проекта. Однако ст. 12 ЛК РФ устанавливает лишь общие принципы лесопользования, например, соблюдение видов лесопользования, целевого назначения соответствующей категории или группы лесов и т.п. При этом ее положения даже не упоминают о необходимости разработки проекта освоения лесов.

В этой связи принципиальное значение ч.1 комментируемой статьи сводится лишь к констатации обязанности лесопользователя по составлению соответствующего проекта. По логике ЛК РФ этот проект должен быть разработан в максимально короткие сроки с момента возникновения у лица права на соответствующий участок, например, с момента государственной регистрации договора аренды, т.к. речь в данном случае идет об объекте недвижимого имущества. При этом ЛК РФ не устанавливает каких-либо сроков разработки такого проекта. Подобный подход основывается на том, что использование участка лесного фонда допускается только при условии наличия проекта. Лесопользователь, заключивший договор аренды или приведший старый договор в соответствие с требованиями нового закона, обязан сначала подготовить проект освоения лесов, подать его на государственную экспертизу и получить положительное заключение, потом на основе проекта подать лесную декларацию, и только после всех указанных действий приступить к лесопользованию. В подобной ситуации установление каких-либо сроков нецелесообразно.

Следует также обратить внимание, что ни ЛК РФ, ни принятые во исполнение его предписаний подзаконные нормативные акты не предусматривают запрета на осуществление лесопользования в отсутствие соответствующего проекта. Это позволяет говорить о возможности осуществления лесопользования с момента заключения договора аренды, до того, как будет готов проект освоения лесов (ранее такая ситуация возникла в отношении планов рубок). В случае запрета лесопользования до оформления проекта освоения лесов, все лесопользование в России может быть приостановлено на неопределенное время, поскольку сформировать такие проекты и утвердить их в установленном порядке одновременно на все арендуемые участки практически невозможно. Подобный подход способен причинить серьезный ущерб не только лесному хозяйству, но и экономике страны в целом.

В этой связи наиболее рациональным представляется подход, при котором проекты освоения лесов будут разрабатываться постепенно, поэтапно, но он требует жесткого контроля со стороны органов государственной власти за соблюдением и исполнением арендаторами обязанности, предусмотренной настоящей статьей.

2. Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29 февраля 2012 года N 69 утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки.

Проект освоения лесов представляет собой документ, устанавливающий порядок использования не только арендованного земельного участка, но, в первую очередь, располагающихся на нем лесных ресурсов. ЛК РФ, устанавливая возможные и допустимые виды лесопользования, ограничивает свободу деятельности пользователей. Реализация указанного и иных ограничений деятельности в отношении лесных массивов требует детализации содержания проекта и четкой регламентации его состава, а также ряда процессуальных (процедурных) аспектов его составления и утверждения.

Проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Проект включает в себя общую и специальную части.

Общая часть проекта составляется для всех видов использования лесов, специальная часть - включает в себя подразделы, соответствующие видам разрешенного использования лесов, предусмотренные договором аренды лесного участка или условиями предоставления лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Следует отметить, что невыполнение гражданином, юридическим лицом, осуществляющими использование лесов, проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком.

Консультации и комментарии юристов по ст 88 ЛК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 88 ЛК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.