Статья 87. Лесохозяйственный регламент

1. Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.

2. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

3. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

4. Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет.

5. В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются:
1) виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса;
2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;
3) ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса;
4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

6. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.

7. Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Комментарий к статье 87 ЛК РФ

1. Одним из документов, определяющих порядок использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, выступает лесохозяйственный регламент. ЛК РФ рассматривает данный документ в качестве основы осуществления юридически значимых действий в отношении лесов. Подобный подход позволяет говорить о том, что регламент имеет тесную связь с лесным планом. Если план отражает совокупность мероприятий по соответствующему региону, которые должны быть надлежащим образом реализованы, то регламент детализирует их применительно к конкретному лесничеству, лесопарку. Он в большей степени носит практический характер, поскольку призван определить порядок реализации тех мероприятий, которые включены в лесной план.

Состав лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений утвержден приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 4 апреля 2012 года N 126.

2. Лесохозяйственные регламенты разрабатываются для лесничеств (лесопарков). Разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий. Лесохозяйственные регламенты разрабатываются различными субъектами. По общему правилу выбор такого субъекта осуществляется по результатам электронных торгов на сайте www.zakupki.gov.ru. Наиболее предпочтительным в данном случае является их проведение в форме конкурса.

Анализ действующих лесохозяйственных регламентов свидетельствует, что приоритетным показателем при выборе разработчика такого документа является ценовое предложение, в связи с чем к данному виду деятельности привлекаются в равной мере как частные, так и государственные предприятия, учреждения и организации. Например, лесохозяйственный регламент лесничества "Русский лес" разработан Московским филиалом государственной инвентаризации лесов Федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" (филиал ФГУП "Рослесинфорг" "Мослеспроект") в соответствии с Государственным контрактом от 28 июля 2009 года N 23/09 Московской области. Лесохозяйственный регламент Белозерского лесничества Курганской области ООО "Волжский Институт Леса". Лесохозяйственный регламент ГУ "Куйбышевское лесничество" Калужской области разработан РДЛУП "Гомельлеспроект" и т.п.

Лесной кодекс РФ не предусматривает каких-либо специальных требований к лицам, привлекаемым в качестве разработки данного документа. Несмотря на широкий спектр субъектов, которые могут привлекаться для разработки проекта регламента, ч.2 комментируемой статьи определяет исключительную компетенцию органов государственной власти в части их утверждения. Анализ положений комментируемой статьи свидетельствует о том, что лесохозяйственный регламент может быть утвержден в общем и специальном порядке.

В общем порядке утверждается большинство регламентов лесничеств, лесопарков. Исключительной компетенцией в данном случае наделяются органы государственной власти субъектов РФ, при этом закон не устанавливает какие именно органы: законодательные или исполнительные. Закономерным представляется отнесение данного полномочия к компетенции специально уполномоченного органа субъекта РФ, т.е. передача его органам исполнительной власти. Однако структура органов государственной власти субъектов РФ в значительной степени различается, в связи с чем детализация рассматриваемого полномочия применительно к какому-либо конкретному органу представляется затруднительной. Так, Лесохозяйственный регламент ГКУ "Белозерское лесничество" Курганской области был утвержден Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Правительства Курганской области. Лесохозяйственный регламент ГУ "Куйбышевское лесничество" Калужской области утвержден Министерством природных ресурсов данного региона. Лесохозяйственный регламент лесничества "Русский лес" Московской области утвержден Управлением лесного хозяйства по Московской области и г.Москва Федерального агентства лесного хозяйства РФ.

Таким образом, приведенный анализ свидетельствует о разнообразии органов государственной власти, реализующих предусмотренные комментируемой статьей полномочия, в том числе и привлечение федеральных органов власти. Однако оно относится к компетенции специально уполномоченного органа исполнительной власти и реализуется им.

3. Наряду с общим порядком утверждения лесохозяйственного регламента, закон предусматривает и специальный, который определяется в качестве исключения из общего правила. Применение данного порядка предусматривает распределение обязанностей по утверждению регламента между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Ярким примером его применения выступает Лесохозяйственный регламент лесничества "Русский лес" Московской области.

Применение специального порядка предполагает необходимость детального разграничения компетенции всех уполномоченных субъектов, начиная с федеральных органов и вплоть до органов местного самоуправления. Такое разграничение производится в соответствии с ч.3 настоящей статьи. Компетенция уполномоченного органа во всех случаях ее реализации определяется исключительно ЛК РФ.

К ведению федерального органа исполнительной власти - Федерального агентства лесного хозяйства РФ относится утверждение лесохозяйственного регламента в отношении регионов, перечень которых утверждается Правительством РФ, и плотность населения на их территории в пятнадцать раз превышает среднюю плотность населения России. Например, Москва и Московская область. Однако полный перечень таких субъектов в настоящее время не сформирован. При этом следует учитывать и специальное требование - Рослесхоз реализует указанные полномочия только в том случае, если они не переданы органам государственной власти соответствующего субъекта РФ.

Помимо указанных территорий к компетенции Рослесхоза относится утверждение лесохозяйственных регламентов лесопарков и лесничеств, расположенных на отдельных категориях земель, имеющих особое значение для государства. Перечень таких земель определен ЛК РФ. К ним относятся:
- земли обороны и безопасности,
- земли особо охраняемых природных территорий.

Разграничение форм собственности, предусмотренное ст. 9 Конституции РФ, предполагает одновременно и наделение полномочиями по утверждению лесохозяйственных регламентов органов местного самоуправления в рамках территориальных пределов их деятельности. В соответствии с требованиями закона их компетенция ограничивается исключительно муниципальной собственностью и территорией соответствующего населенного пункта. Причем указанное требование охватывает собой не только право собственности и иные вещные права на лесные участки, но и на земельные участки, на которых располагаются такие леса. В этой связи компетенция органов местного самоуправления простирается лишь в пределах земельных участков находящихся в их ведении, т.е. земель, находящихся в муниципальной собственности, а также земель населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

4. Основой для разработки лесохозяйственного регламента являются материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования.

Лесохозяйственный регламент содержит свод нормативов и параметров комплексного освоения лесов применительно к территории, лесорастительным условиям лесничества, определяет правовой режим лесных участков, при этом лесничий самостоятельно планирует, проектирует и обеспечивает деятельность лесничества, руководствуясь нормами и ограничениями лесохозяйственного регламента.

Лесохозяйственный регламент регламентируется уполномоченным органом государственной власти, в связи с чем именно этот орган определяет совокупность положений, подлежащих включению в регламент. В соответствии с требованиями состав регламента, а также порядок его утверждения и изменения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти. В качестве такого органа выступает Федеральное агентство лесного хозяйства РФ. Указанное нормативное положение реализовано им в рамках приказа Рослесхоза от 4 апреля 2012 года N 126 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений".

5. Относя определение содержания регламента к компетенции Рослесхоз, ЛК РФ между тем конкретизирует наиболее значимые аспекты, подлежащие отражению в нем. Указанные аспекты предусмотрены ч.5 комментируемой статьи и включают в себя следующие положения:
- виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со ст. 25 ЛК РФ;
- возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;
- ограничение использования лесов в соответствии со ст. 27 ЛК РФ;
- требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

Анализ действующих нормативных актов свидетельствует о том, что условно содержание регламента можно разделить на общую и специальную часть. Общие положения определены комментируемой статьей ЛК РФ. Специальные положения детализируют, конкретизируют и раскрывают общие и предусмотрены подзаконным нормативным актом - приказом Рослесхоз. В частности, глава 1 лесохозяйственного регламента должна содержать краткую характеристику лесничества (лесопарка); виды разрешенного использования лесов на территории лесничества с распределением по кварталам. Глава 2 охватывает нормативы, параметры и сроки использования лесов для заготовки древесины, нормативы, параметры и сроки использования лесов для заготовки живицы, нормативы, параметры и сроки использования лесов для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов и иные виды нормативов. Глава 3 охватывает своим содержанием ограничения по видам целевого назначения лесов; ограничения по видам особо защитных участков лесов; ограничения по видам использования лесов.

6. Особое место в системе правовых предписаний комментируемой статьи занимают предписания ч.6, которая устанавливает обязательность исполнения лесохозяйственного регламента всеми субъектами, деятельность которых связана с лесопользованием и охраной лесов.

Предписания регламента носят императивный характер и на протяжении всего срока его действия подлежат неукоснительному соблюдению гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иными лицами, осуществляющими использование, защиту, охрану, воспроизводство, а также иные действия с лесами соответствующего лесопарка или лесничества.

Принцип обязательности лесохозяйственного регламента имеет территориальное ограничение - он действует в пределах установленных границ парка или лесничества, за его пределами требования регламента утрачивают свою обязательность.

7. Немаловажное значение имеет порядок разработки и принятия регламента, поскольку от его соблюдения зависит законность и легитимность самого регламента. ЛК РФ в качестве одного из основных требований к порядку принятия и применения лесохозяйственного регламента указывает срок его действия - до десяти лет. Нормативно установленный срок является максимально допустимым, т.е. не может быть превышен. Однако ЛК РФ не возбраняет применение в отношении отдельных лесопарков или лесничеств меньших по продолжительности сроков их действия. Таким образом, уполномоченные субъекты вправе самостоятельно по своему усмотрению определять срок действия лесохозяйственного регламента.

Как правило, право определения такого срока может быть реализовано исключительно заказчиком проекта регламента, т.е. тем лесничеством или лесопарком, в отношении которого разрабатывается соответствующий регламент, поскольку разработчик регламента призван реализовать техническое задание и не может объективно определить допустимый и необходимый срок реализации его положений. Утверждение уполномоченным органом в большинстве совеем направлено на согласование условий регламента, что также не предусматривает возможности и необходимости определения срока его действия.

Несмотря на диспозитивный характер правовой нормы, устанавливающей срок действия регламента, анализ действующих документов свидетельствует о том, что он, как правило, воспринимается в качестве императивного требования и большинство регламентов предусматривают именно десятилетний срок действия.

Консультации и комментарии юристов по ст 87 ЛК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 87 ЛК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.