Статья 86. Лесной план субъекта Российской Федерации

1. В лесном плане субъекта Российской Федерации определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения.

2. К лесному плану субъекта Российской Федерации прилагаются карты с обозначением границ лесничеств, лесопарков, а также зон их планируемого освоения.

3. Лесной план субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

4. Не осуществляется подготовка лесных планов субъектов Российской Федерации в отношении лесничеств, лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса.

5. Типовая форма и состав лесного плана субъекта Российской Федерации, порядок его подготовки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Комментарий к статье 86 ЛК РФ

1. Лесной кодекс РФ не дает легитимного определения понятия лесной план, детализируя его сущность через цели и задачи планирования, а также определяя его в качестве основного документа планирования.

В этой связи лесной план можно рассматривать как основной документ, формируемый субъектами РФ для определения целей и задач и мероприятий лесного планирования. В нем должны быть определены основные направления использования и воспроизводства лесов. Следует также заметить, что делегировав субъектам РФ полномочия по созданию и утверждению лесного плана, государство между тем не регламентировало ряд существенных аспектов такой деятельности, например, перечень субъектов, которые в силу своего правового положения и направлений деятельности не только вправе, но и могут разрабатывать соответствующий план. В силу отсутствия подобного правового предписания, действующие лесные планы в различных регионах разрабатывались совершенно различными по своей природе, статусу и сфере деятельности субъектами.

Так, над Тверским лесным планом трудилась научная организация - ЗАО "Технопарк ЛТА", Вологодский лесной план создавало местное лесоустроительное предприятие, а нижегородский - общеобразовательное учреждение - Марийский государственный университет. Плоды труда указанных субъектов в значительной степени различаются и по содержанию, и по объему, и иным показателям.

В целях упорядочения деятельности по разработке и формированию лесного плана ЛК РФ прямо предусмотрел необходимость утверждения типовой формы лесного плана и его состава. Причем реализация указанного полномочия отнесена к компетенции уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Первые лесные планы начали разрабатываться с 2007 года, как того требовал ЛК РФ. Однако действующая в настоящее время его типовая форма была утверждена лишь в 2011 году - приказом Рослесхоза РФ от 5 октября 2011 года N 423 "Об утверждении типовой формы и состава лесного плана субъекта РФ, порядка его подготовки". Таким образом, можно говорить о том, что в большинстве своем разработанные ранее лесные планы не в полной мере соответствуют требованиям нормативного акта, а также отсутствует какое-либо единообразие в их содержании и изложении, поскольку авторами таких документов являются различные субъекты, которые зачастую имеют лишь опосредованное отношение к лесному хозяйству и его проблемам и потребностям.

2. Лесной кодекс РФ определяет четыре основных составляющих плана:
- цели планирования;
- задачи планирования;
- мероприятия по планируемому освоению лесов;
- зоны освоения.

В большинстве случаев указанные аспекты не отражаются лесным планом, либо определяются в нем опосредовано. Указанное положение обосновывается, в первую очередь, наличием противоречия между нормами ЛК РФ и приказа Рослесхоза от 5 октября 2011 года N 423, который указывает, что лесной план субъекта РФ включает в себя:
- характеристику состояния лесов и их использования;
- основные направления планируемого использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
- оценку экономической эффективности реализации мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов.

В этой связи в большинстве своем лесные планы отражают лишь совокупность проводимых мероприятий, детально определяя территорию их реализации - зоны освоения. Так, например, Лесной план Московской области (утв. приказом Рослесхоза от 24 января 2011 года N 7 "Об утверждении Лесного плана Московской области") предусматривает проведение следующих мероприятий:
- охрана лесов от пожаров;
- защита лесов от вредных организмов;
- воспроизводство лесов;
- лесовосстановление;
- питомническое хозяйство и семеноводство лесных растений.

Лесной план Самарской области (утв. постановлением Губернатора Самарской области от 31 декабря 2008 года N 149 "Об утверждении Лесного плана Самарской области") более детально определяет совокупность реализуемых мероприятий, включая в их число:
- профилактические противопожарные мероприятия;
- анализ проведенных санитарно-оздоровительных мероприятий;
- мероприятия по семеноводству, в том числе заготовка семян;
- выращивание посадочного материала лесных растений ;
- лесовосстановление и лесоразведение;
- уход за лесом;
- использование лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности;
- существующее и возможное рекреационное использование лесов;
- использование лесов для создания лесных плантаций и их эксплуатация;
- использование лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
- иные виды, определенные в соответствии с ч.2 ст. 6 ЛК РФ.

Таким образом, анализ действующих лесных планов свидетельствует о том, что нормы комментируемой статьи являются общими предписаниями, конкретизирующимся рядом подзаконных нормативных актов. Однако издание подзаконных актов никоим образом не может умалять значение положений ЛК РФ. Тем не менее, они не нашли своей реализации в рамках действующих лесных планов большинства субъектов РФ, поскольку такой план утверждается на десять лет, то к моменту истечения срока действия утвержденных документов, закономерно возникает необходимость приведения в соответствие действующих правовых предписаний, определяющих содержание лесного плана.

3. Неотъемлемым элементом лесного плана являются приложения к нему, которые призваны детализировать отдельные аспекты его реализации. Лесной кодекс РФ, в частности, акцентирует внимание на необходимости графического отражения зон освоения, т.е. нанесение их на карту, прилагаемую к плану. Перечень таких карт определяется приказом Рослесхоза РФ от 5 октября 2011 года N 423 и включает в себя:
- карту-схему административного деления территории субъекта РФ с указанием лесничеств и лесопарков;
- карту-схему распределения лесов по целевому назначению;
- карту-схему зон планируемого освоения лесов по видам их использования;
- иные картографические материалы (при необходимости).

Основой карт-схем являются топографические карты соответствующего масштаба. На картах-схемах наносятся основные населенные пункты, дорожная и гидрографическая сеть, границы административных территориальных образований, лесничеств и лесопарков, лесных районов, квартальная сеть. Масштаб карт-схем - от 1:100000 до 1:1000000.

Так, например, Лесной план Московской области в качестве приложений содержит следующую информацию:
- местонахождение и количество создаваемых лесничеств, их структура, площади и лесистость территории;
- показатели лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, распределение их площади по лесным районам;
- структура лесных насаждений по группам древесных пород и группам возраста;
- реестр лесных участков, предоставленных в аренду;
- возрасты рубок;
- перечень лесных участков, в которых выделены леса 1 и 2 поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
- леса, имеющие научное или историческое значение;
- леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
- иные сведения.

Лесной план Самарской области включает в свой состав два картографических приложения: карту распределения лесов по лесным районам, а также карту пожарной опасности, что в большей степени соответствует требованиям настоящей статьи.

Таким образом, отсутствие единства правового регулирования способствует формированию существенных различий в рамках планов отдельных регионов, что в полной мере распространяется и на приложения к таким планам.

4. Легитимность лесному плану придает соблюдение установленного порядка его утверждения. По общему правилу, установленному комментируемой статьей, утверждение разработанного лесного плана производится высшим должностным лицом субъекта РФ. К числу таких лиц относятся: для республик в составе РФ - президенты республик; для иных субъектов - губернаторы, а также иные высшие должностные лица. Рассматриваемое положение настоящей статьи соблюдается всеми без исключения субъектами РФ, поскольку связано с возможностью применения такого плана в практической деятельности. Несоблюдение установленного порядка утверждения указывает на недействительность плана и невозможность его реализации, т.е. свидетельствует о несоблюдении регионом норм ЛК РФ.

Разработка и утверждение лесного плана является непосредственной обязанностью каждого субъекта РФ. Поскольку в данном случае речь идет о реализации нужд региона, то в соответствии с действующим российским законодательством выбор разработчика плана осуществляется в форме электронных торгов (конкурсов, аукционов и т.п.) на специализированном интернет-сайте: URL: www.zakupki.gov.ru.

Исключительное право утверждения плана определено нормами комментируемой статьи. Однако, наряду с общим требованием разработки и утверждения лесного плана каждого субъекта РФ, ЛК РФ предусматривает и ряд исключения из общего правила. Данная норма является отсылочной и указывает на специальные предписания ЛК РФ. Так, ЛК РФ исключает необходимость и обязательность составления лесного плана в случаях, если такие полномочия не переданы субъекту РФ. В частности, отказ государства от передачи полномочий по разработке и утверждению лесного плана субъекту РФ допускается только в случае, если плотность населения на соответствующей территории в пятнадцать раз превышает среднюю плотность населения Российской Федерации. Перечень таких лесничеств, лесопарков и перечень таких субъектов РФ утверждаются Правительством РФ.

Так, постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" установлено, что Рослесхоз проводит до 1 января 2015 года государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда, если эти лесные участки находятся в границах лесничеств и лесопарков, указанных в ч.2 ст. 83 ЛК РФ, или если полномочия, переданные РФ органам государственной власти субъектов РФ в соответствии с ч.1 ст. 83 ЛК РФ, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов РФ. Таким образом, до настоящего времени перечень территорий, составляющих исключение из правил, предусмотренных комментируемой статьей, не установлен.

Консультации и комментарии юристов по ст 86 ЛК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 86 ЛК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.