Статья 85. Планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов

1. Планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (лесное планирование) направлено на обеспечение устойчивого развития территорий.

2. Лесное планирование является основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков.

3. Документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации.

Комментарий к статье 85 ЛК РФ

1. Планирование представляет собой одну из экономических мер природопользования и охраны окружающей среды и природных объектов. Леса представляют собой один из охраняемых природных объектов, в связи с чем в их отношении в полной мере применяются меры природопользования и охраны. Положения настоящей статьи призваны определить ряд основных аспектов реализации данной меры применительно к лесным ресурсам.

Планирование предполагает разработку комплекса мероприятий, определяющих преемственную последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов в широком смысле. В этой связи применение лесного планирования должно быть последовательным и охватывать все стадии взаимодействия человека с данным природным объектом. Лесной кодекс РФ акцентирует внимание на соблюдении принципа последовательности, указывая на применение рассматриваемой меры в процессе:
- использования лесных ресурсов;
- охраны лесов;
- защиты лесов;
- воспроизводства лесов.

Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов:
- постановка целей и задач
- составление программы действий (проектирования)
- вариантное составление программы (вариантное проектирование)
- выявление необходимых ресурсов и их источников
- определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них
- фиксация результатов планирования в материальном виде, например, в виде проекта, карты боевых действий, приказа в письменной форме и т.п.

Реализация всех указанных мероприятий в рамках лесного планирования обусловлена достижением единственной цели, предусмотренной настоящей статьей - обеспечение устойчивого развития территорий. Такое развитие должно обеспечивать целостность биологических и физических природных систем. Особое значение имеет жизнеспособность экосистем, от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы. Более того, понятие "природных" систем и ареалов обитания можно понимать широко, включая в них созданную человеком среду, такую как, например, города. Основное внимание уделяется сохранению способностей к самовосстановлению и динамической адаптации таких систем к изменениям, а не сохранение их в некотором "идеальном" статическом состоянии. Деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и утрата биологического разнообразия сокращают способность экологических систем к самовосстановлению.

На протяжении длительного времени леса рассматривались в большинстве своем как ресурсы, т.е. как объекты обеспечения жизнедеятельности людей, которые одновременно являются товаром на рынке и способны приносить прибыль. Подобный подход способствовал массовой бесконтрольной вырубке лесов и т.п. Несмотря на то, что в последние годы ситуация в значительной степени изменилась, леса остались на прежнем уровне: повальная рубка сменилась значительными ограничениями использования лесных ресурсов, что привело к захламлению лесополос в большинстве регионов. Наличие сушняка и иных нарушений способствует возникновению лесных пожаров, уничтожающих значительные лесные массивы. В этой связи лесное планирование охватывает собой несколько направлений деятельности. С одной стороны, оно должно включать в себя мероприятия по сохранению существующих лесных массивов, их очистке и т.п. С другой стороны, отражать совокупность мероприятий, направленных на расширение и восстановление лесных площадей, поскольку данный вид ресурсов является не только "легкими планеты", но и высоколиквидным товаром. Таким образом, лесное планирование фактически охватывает собой несколько направлений данного вида деятельности, например, экономическое, экологическое и т.п. планирование, что также свидетельствует о комплексном характере данного направления деятельности.

2. Положения комментируемой статьи придают лесному планированию специальный статус - основы освоения лесов, ограничивая их при этом территориями лесничеств и лесопарков. Освоение лесов предполагает их использование в соответствии с разрешенным целевым назначением, т.е. извлечение из имеющегося лесного объекта пользы, не причиняя ему при этом вреда, сохраняя и восстанавливая его для будущих поколений.

Освоение лесов представляет собой территориально ограниченную деятельность, поскольку сам объект, в отношении которого осуществляются указанные действия, представляет собой объект недвижимого имущества, т.е. не может быть отделен от земельного участка без причинения ему ущерба. В этой связи ЛК РФ указывает на освоение лесов лишь в рамках определенных территориальных пределов - лесничеств и лесопарков. Порядок освоения лесов составляет предмет правового регулирования специальных норм ЛК РФ (ст. 12) и рассмотрен в рамках комментария к данным положениям.

3. Лесное планирование регламентируется специальными правовыми нормами, т.е. носит нормативный характер, причем в большинстве своем указанные нормы являются законодательными, федеральными, что в свою очередь, также указывает на значимость данного вида деятельности для государства и общества. Нормативный характер рассматриваемой деятельности предполагает необходимость соблюдения установленного порядка ее осуществления и оформления, т.е. формирования необходимого перечня документов, в которых определяется основное содержание мероприятий лесного планирования на соответствующей территории. Положения комментируемой статьи в качестве основного и единственного документа лесного планирования рассматривают лесной план субъекта РФ.

Следует обратить внимание, что в соответствии с нормами ЛК РФ, в отличие от ранее действовавших нормативных актов, формирование лесных планов передано субъектам РФ, т.е. представляет собой делегированное полномочие. В тоже время, несмотря на значимость данного документа, он не может рассматриваться в качестве единственного документа лесного планирования.

В формировании совокупности мероприятий, предусмотренных комментируемой статьей, немаловажное значение имеют также:
- проект освоения лесов - совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо изделия.

- лесная декларация - это заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

- иные документы, в том числе и акты индивидуального характера, например, договор аренды лесного участка и т.п.

В этой связи лесной план фактически представляет собой корреляцию положений всех указанных документов, детализирующий порядок использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

Консультации и комментарии юристов по ст 85 ЛК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 85 ЛК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.