Статья 83. Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации

1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:
1) разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
2) предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда;(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ.

3) выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;
4) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ.

5) ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации;
6) осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса;
6.1) утверждение проектной документации лесных участков в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда;(Пункт дополнительно включен с 1 октября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ)
7) установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), и перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах;(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 июня 2012 года
8) учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на землях лесного фонда.(Пункт дополнительно включен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 415-ФЗ)
2. Осуществление полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, может не передаваться органам государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении лесничеств и лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, плотность населения которых в пятнадцать раз превышает среднюю плотность населения Российской Федерации. Перечень таких лесничеств, лесопарков и перечень таких субъектов Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации.

3. Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

4. Субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, распределяются исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, количества проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации.
5. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.

6. Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий не могут быть использованы на другие цели.

7. В случае использования указанных в части 3 настоящей статьи средств не по целевому назначению уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7.1. Критерии оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также обязательные для исполнения методические и инструктивные материалы об осуществлении таких полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

9. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти:
1) пункт утратил силу с 24 июля 2015 года - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 233-ФЗ;
2) пункт утратил силу с 24 июля 2015 года - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 233-ФЗ;
3) осуществляет контроль за правовым регулированием органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросов переданных полномочий с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или о внесении в них изменений, а также с правом отмены правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия, в части, регулирующей осуществление переданных им полномочий, по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации;
4) осуществляет контроль за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, в установленном порядке к дисциплинарной ответственности, в том числе освобождению от занимаемой должности;
4.1) осуществляет контроль за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, представляемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
5) осуществляет оценку эффективности осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий и подготовку при необходимости представления об изъятии с 1 января следующего года соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации и вносит это представление в Правительство Российской Федерации для принятия решений;
6) устанавливает содержание, форму и порядок представления отчетности об осуществлении переданных полномочий, утверждает методику оценки эффективности осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий;
7) вправе давать обязательные для исполнения указания об образовании лесных участков и об их предоставлении для федеральных нужд в порядке, установленном настоящим Кодексом.(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ.

10. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):
1) назначает на должность и освобождает от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные ему полномочия;(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 233-ФЗ.

2) утверждает структуру уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 233-ФЗ.

3) организует деятельность по осуществлению субъектом Российской Федерации переданных ему полномочий в соответствии с федеральными законами и предусмотренными частью 8 настоящей статьи нормативными правовыми актами;
3.1) вправе до утверждения регламентов, указанных в части 8 настоящей статьи, утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, которые не могут противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе не могут содержать не предусмотренные такими актами дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, и разрабатываются с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций;
4) обеспечивает своевременное представление в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежеквартального отчета о расходовании предоставленных из федерального бюджета субвенций, о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, о нормативных правовых актах, издаваемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных ему полномочий.

10.1. Переданные в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочия могут быть изъяты Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти в случае ненадлежащего осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий.

10.2. В течение месяца со дня поступления предусмотренной настоящей статьей отчетности об осуществлении переданных полномочий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти проводит проверку достоверности сведений, содержащихся в данной отчетности. По результатам указанной проверки и с учетом оценки эффективности осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти выдает заключение о надлежащем осуществлении органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий или осуществляет подготовку представления для принятия решения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъекта Российской Федерации и вносит это представление в Правительство Российской Федерации.

10.3. Переданные полномочия, в отношении которых принято решение об их изъятии у соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

10.4. В случае изъятия полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, субвенции, предоставленные бюджету субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, подлежат возмещению в федеральный бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

10.5. При принятии решения об изъятии полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации соответствующий проект федерального закона.

11. Контроль за расходованием субъектом Российской Федерации средств на осуществление переданных ему полномочий проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, Счетной палатой Российской Федерации.
12. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области лесных отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".(Часть дополнительно включена с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 233-ФЗ)

Комментарий к статье 83 ЛК РФ

1. Содержание комментируемой статьи обозначает в системе полномочий в сфере лесных отношений подсистему передачи осуществления отдельных полномочий России в сфере лесных отношений органам власти субъектов РФ. Указанная подсистема включает 17 элементов:
- исчерпывающий перечень 7 полномочий в области лесных отношений, которые Россия передает органам государственной власти субъектов РФ (в отношении лесных планов субъектов РФ, лесохозяйственных регламентов, государственной экспертизы проектов освоения лесов; предоставления в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений в рамках соответствующих аукционов; выдачу разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда и пр.;
- исключение из вышеуказанного правила в отношении лесничеств и лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов РФ, плотность населения которых в пятнадцать раз превышает среднюю плотность населения России, согласно перечню Правительства РФ;
- правило предоставления средств на осуществление переданных полномочий в виде субвенций из федерального бюджета;
- порядок распределения субвенций для осуществления переданных полномочий по методике Правительства РФ с учетом 4 критериев (площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, количества населения, показателей пожарной опасности лесов);
- условие расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий согласно порядку, утвержденному Правительством РФ;
- запрет использования средств на осуществление переданных полномочий на другие цели;
- порядок взыскания средств на осуществление переданных полномочий при их использовании не по целевому назначению уполномоченным федеральным органом исполнительной власти согласно порядку, установленному законодательством РФ;
- полномочие Правительства РФ на установление критериев оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов РФ по осуществлению переданных полномочий;
- полномочие Минприроды России на издание нормативных правовых актов по вопросам осуществления переданных полномочий посредством административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также обязательных для исполнения методических и инструктивных материалов об осуществлении таких полномочий региональными органами исполнительной власти;
- исчерпывающий перечень 8 полномочий Минприроды России в подсистеме передачи осуществления отдельных полномочий России в сфере лесных отношений органам власти субъектов РФ (по согласованию структуры уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные им полномочия; по согласованию назначения на должность руководителя органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, осуществляющего переданные ему полномочия; по контролю за правовым регулированием вопросов переданных полномочий с правом направления обязательных для исполнения предписаний и пр.);
- исчерпывающий перечень 5 полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в подсистеме передачи осуществления отдельных полномочий России (по согласованному назначению на должность и освобождению от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего переданные полномочия; по согласованному утверждению структуры уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ; по организации деятельности по осуществлению переданных полномочий и т.д.);
- механизм изъятия переданных полномочий Правительством РФ по представлению Минприроды России при ненадлежащем осуществлении органами государственной власти субъектов РФ соответствующих полномочий;
- конструкция оценки эффективности осуществления органами государственной власти субъекта РФ переданных полномочий и результатов такой оценки;
- порядок осуществления изъятых полномочий, которые ранее были переданы;
- условие возмещения в федеральный бюджет субвенций, предоставленных бюджету субъекта РФ для осуществления соответствующих полномочий, при изъятии переданных полномочий;
- обязанность Правительства РФ внести в парламент соответствующий проект федерального закона при принятии решения об изъятии переданных полномочий;
- конструкция контроля за расходованием субъектом РФ средств на осуществление переданных ему полномочий Минприроды России и Счетной палатой Российской Федерации.

Таким образом, регламентирована подсистема передачи полномочий субъекту РФ в сфере лесных отношений.

В данной связи в Программе "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы указывается, что в целях ее реализации на региональном уровне, в соответствии со ст. 83 ЛК РФ субъектами РФ будет выполняться значительная часть основных мероприятий. Например, в регионах будут осуществляться 5 категорий основных мероприятий:
- по прогнозированию и стратегическому планированию управления лесами, в части совершенствования системы управления лесами на региональном уровне;
- по научно-аналитическому обеспечению в сфере реализации Программы "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы, в части финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по региональным проблемам использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
- по подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров лесного хозяйства;
- по обеспечению исполнению переданных полномочий субъектами РФ, в части содержания органов исполнительной власти, выполняющих государственные функции в сфере лесных отношений;
- по нераспределенному резерву, в части формирования заявок органами исполнительной власти субъектов РФ перечня документов, обосновывающих размер запрашиваемых средств нераспределенного резерва при недостаточности субвенций у органов исполнительной власти субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений.

При этом координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере реализации целей и задач Программы "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы, а также реализации аналогичных региональных программ осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Федеральное агентство лесного хозяйства посредством:
- ежегодного рассмотрения и утверждения бюджетных проектировок субъектам РФ;
- проведения регулярных выездных и селекторных совещаний;
- текущего контроля и координации деятельности субъектов РФ департаментами лесного хозяйства Рослесхоза.

Кроме того, в рамках основных мероприятий по организации использования лесов, лесному планированию и регламентированию предусматривается осуществление субъектами РФ 9 категорий мероприятий:
- по отводу и таксации лесосек;
- по организации использования лесов, в том числе формирования лесных участков, организации и проведении торгов (конкурсов, аукционов) на передачу лесных участков в пользование, заключения договоров;
- по выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;
- по разработке программ создания лесных дорог;
- по проектированию сети лесных дорог в регионах с интенсивным использованием лесов;
- по осуществлению мероприятий по реконструкции действующих лесных дорог;
- по осуществлению мероприятий по созданию лесных дорог в субъектах РФ на принципах государственно-частного партнерства;
- по разработке и актуализации лесных планов субъектов РФ, лесохозяйственных регламентов лесничеств (лесопарков);
- по разработке и государственной экспертизе проектов освоения лесов.

Положения ч.1 комментируемой статьи определяют исчерпывающий перечень 7 полномочий в области лесных отношений, которые Россия передает органам государственной власти субъектов РФ (в отношении лесных планов субъектов РФ, лесохозяйственных регламентов, государственной экспертизы проектов освоения лесов; предоставления в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений в рамках соответствующих аукционов; выдачу разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда и пр.

На основании переданных полномочий органы государственной власти субъектов РФ могут, например, предоставлять в пределах земель лесного фонда лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование и т.д. путем издания соответствующих актов, среди которых можно отметить:
- распоряжение Правительства Ленинградской области от 6 мая 2013 года N 201-р "О предоставлении лесного участка из категории земель лесного фонда в аренду открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Ленэнерго" для строительства воздушной линии электропередачи в муниципальном образовании Волосовский муниципальный район Ленинградской области";
- распоряжение Правительства Ленинградской области от 6 мая 2013 года N 199-р "О предоставлении лесного участка из категории земель лесного фонда в аренду дачному некоммерческому партнерству "Петергофские предместья" для строительства линейного объекта - подъездной дороги в муниципальном образовании Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области";
- распоряжение Правительства Ленинградской области от 6 мая 2013 года N 198-р "О предоставлении лесного участка из категории земель лесного фонда в аренду дачному некоммерческому партнерству "Новое" для строительства и эксплуатации подъездной автомобильной дороги в муниципальном образовании Тосненский район Ленинградской области".

Следует добавить, что согласно правилам ч.3 ст. 4.1 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-83 ЛК РФ, по внесению в государственный лесной реестр соответствующих сведений.

2. Нормы ч.2 комментируемой статьи определяют исключение из вышеуказанного правила в отношении лесничеств и лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов РФ, плотность населения которых в пятнадцать раз превышает среднюю плотность населения России, согласно перечню Правительства РФ.

В данной связи целесообразно отметить, что согласно правилам ст. 14 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные планы субъектов РФ, предусмотренных ч.2 рассматриваемой статьи, разрабатываются и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии со ст. 85 и 86 ЛК РФ.

3. Содержание ч.3 комментируемой статьи обозначает правило предоставления средств на осуществление переданных полномочий в виде субвенций из федерального бюджета.

По этому поводу в Программе "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы указывается, что существенное влияние на повышение эффективности мероприятий Программы окажет финансирование мероприятий бюджетами субъектов РФ. Прогнозируемый объем расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ на реализацию данной Программы в 2013-2014 годах превысит 0,35 млрд.руб. ежегодно.

Следует добавить, что согласно правилам ст. 7 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" положения рассматриваемой статьи, предусматривающие осуществление отдельных полномочий России в области лесных отношений органами государственной власти субъектов РФ за счет субвенций из федерального бюджета, применяются с учетом положений абз.10 п.7 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

4. Правила ч.4 рассматриваемой статьи регламентируют порядок распределения субвенций для осуществления переданных полномочий по методике Правительства РФ с учетом 4 критериев (площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, количества населения, показателей пожарной опасности лесов);
Указанное правило конкретизировано в постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2006 года N 838 "Об утверждении Методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации".

5. Положения ч.5 комментируемой статьи определяют условие расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий согласно порядку, утвержденному Правительством РФ (см. постановление Правительства РФ от 29 декабря 2006 года N 837 "Об утверждении Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений").

6. Нормы ч.6 комментируемой статьи определяют запрет использования средств на осуществление переданных полномочий на другие цели.

7. Содержание ч.7 комментируемой статьи обозначает порядок взыскания средств на осуществление переданных полномочий при их использовании не по целевому назначению уполномоченным федеральным органом исполнительной власти согласно порядку, установленному законодательством РФ.

В случае использования указанных в части 3 комментируемой статьи средств не по целевому назначению уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке ст. 289 БК РФ.

При этом в ч.7.1 комментируемой статьи определено полномочие Правительства РФ на установление критериев оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов РФ по осуществлению переданных полномочий (см. постановление Правительства РФ от 6 марта 2012 года N 194 "Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений").

8. Правила ч.8 рассматриваемой статьи регламентируют полномочие Минприроды России на издание нормативных правовых актов по вопросам осуществления переданных полномочий посредством административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также обязательных для исполнения методических и инструктивных материалов об осуществлении таких полномочий региональными органами исполнительной власти. Подобные документы также ранее разрабатывались Минсельхозом и Рослесхозом, например:
- приказ Минсельхоза РФ от 24 февраля 2009 года N 75 "Об утверждении Методических указаний по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78-80 Лесного кодекса Российской Федерации";
- приказ Рослесхоза от 16 апреля 2012 года N 141 "Об утверждении целевых прогнозных показателей, форм отчетов о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которого является субвенция, и о достижении целевых прогнозных показателей";
- приказ Рослесхоза от 27 июня 2011 года N 245 "Об утверждении формы отчета об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений".

В рамках рассмотрения подсистемы передачи осуществления отдельных полномочий России в сфере лесных отношений органам власти субъектов РФ целесообразно указать на некоторые судебные решения. Так в постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 8 апреля 2013 года по делу N А33-5876/2012 отражено, что ч.8 ст. 83 ЛК РФ уполномоченному федеральному органу исполнительной власти предоставлено право издавать обязательные для исполнения методические и инструктивные материалы об осуществлении переданных полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с указанным положением Рослесхозом, как уполномоченным в области лесных отношений федеральным органом исполнительной власти приняты "Рекомендации по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений", которые относят к расходам на тушение пожаров обоснованные и документально подтвержденные затраты. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, которые произведены для осуществления деятельности по тушению лесных пожаров.

Таким образом, для подтверждения расходов, понесенных в связи с выполнением работ по тушению пожаров, должны быть представлены документы, оформленные в соответствии с Рекомендациями, соответственно оплата (возмещение затрат) по указанным работам за счет средств субвенций возможна только в размере, подтвержденном определенными Рекомендациями первичными документами.

9. Положения ч.9 комментируемой статьи определяют исчерпывающий перечень 8 полномочий Минприроды России в подсистеме передачи осуществления отдельных полномочий России в сфере лесных отношений органам власти субъектов РФ (по согласованию структуры уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные им полномочия; по согласованию назначения на должность руководителя органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, осуществляющего переданные ему полномочия; по контролю за правовым регулированием вопросов переданных полномочий с правом направления обязательных для исполнения предписаний и пр.).

В данном отношении следует указать на используемые при реализации указанных 8 полномочий документы:
- постановление Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 524 "Об утверждении Правил отмены правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений";
- приказ Минсельхоза РФ от 26 сентября 2008 года N 443 "Об утверждении Порядка организации работы по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного лесного контроля и надзора";
- приказ Рослесхоза от 27 июня 2011 года N 245 "Об утверждении формы отчета об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений"; и пр.

10. Нормы ч.10 комментируемой статьи определяют исчерпывающий перечень 5 полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в подсистеме передачи осуществления отдельных полномочий России (по согласованному назначению на должность и освобождению от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего переданные полномочия; по согласованному утверждению структуры уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ; по организации деятельности по осуществлению переданных полномочий и т.д.).

Содержание ч.10.1-10.5 комментируемой статьи обозначает механизм изъятия переданных полномочий Правительством РФ по представлению Минприроды России при ненадлежащем осуществлении органами государственной власти субъектов РФ соответствующих полномочий, а также связанные с ним:
- конструкцию оценки эффективности осуществления органами государственной власти субъекта РФ переданных полномочий и результатов такой оценки;
- порядок осуществления изъятых полномочий, которые ранее были переданы;
- условие возмещения в федеральный бюджет субвенций, предоставленных бюджету субъекта РФ для осуществления соответствующих полномочий, при изъятии переданных полномочий;
- обязанность Правительства РФ внести в парламент соответствующий проект федерального закона при принятии решения об изъятии переданных полномочий.

11. Правила ч.11 рассматриваемой статьи регламентируют конструкцию контроля за расходованием субъектом РФ средств на осуществление переданных ему полномочий Минприроды России и Счетной палатой Российской Федерации.

Следует добавить, что подсистема передачи осуществления отдельных полномочий России в сфере лесных отношений органам власти субъектов РФ, регламентированная в ЛК РФ, равно как и другие правила, существенно изменилась положениями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". В содержании пояснительной записки к соответствующему законопроекту N 358872-5 по этому поводу было указано, что ЛК РФ передал субъектам РФ полномочия по осуществлению государственного лесного контроля и надзора, а также пожарного надзора в лесах (п.6 ч.1 ст. 83). При этом субъекты РФ также наделены полномочием по установлению перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор (п.7 ч.1 ст. 83 ЛК РФ).

В то же время ЛК РФ умалчивает о полномочиях по установлению перечня должностных лиц, осуществляющих пожарный надзор в лесах. В целях устранения указанного пробела предлагается закрепить данное полномочие за органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Консультации и комментарии юристов по ст 83 ЛК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 83 ЛК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.