Статья 81. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся:
1) установление возрастов рубок и порядка исчисления расчетной лесосеки;
2) установление перечня видов (пород) деревьев, кустарников, заготовка древесины которых не допускается;
3) утверждение формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи;
4) установление правил заготовки древесины;
5) установление правил заготовки живицы;
6) установление правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений;
7) установление правил заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов;
8) установление правил использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений;
8.1) установление правил использования лесов для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);
9) установление правил использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности и образовательной деятельности;
10) установление правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности;
11) установление порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых;
12) установление порядка использования лесных участков для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;
13) установление правил использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов;
14) установление формы отчета об использовании лесов и порядка представления этого отчета;
15) установление порядка определения кадастровой стоимости лесных участков;
16) установление правил пожарной безопасности в лесах и требований к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов;
16.1) установление нормативов противопожарного обустройства лесов;
16.2) определение средств предупреждения и тушения лесных пожаров, установление нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов;
16.3) установление порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, состава и форм представления данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах;
16.4) установление порядка разработки и утверждения плана тушения лесного пожара и его формы, порядка разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации;
16.5) установление правил тушения лесных пожаров;
16.6) установление порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах;
16.7) установление классификации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, порядка введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций;
16.8) установление классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды;
17) установление правил санитарной безопасности в лесах;
18) установление порядка организации авиационных работ по охране и защите лесов и выполнения этих работ;
19) установление особенностей охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также разработки и осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов;
20) установление формы отчета об охране и защите лесов и порядка его представления;
21) установление правил лесовосстановления;
22) установление правил лесоразведения;
23) установление правил ухода за лесами;
23.1) установление порядка осуществления государственного мониторинга воспроизводства лесов;(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ)
23.2) осуществление государственного мониторинга воспроизводства лесов;(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ)
23.3) установление критериев и требований в отношении лесных насаждений для отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, занятым лесными насаждениями; (Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ)
23.4) установление порядка отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, занятым лесными насаждениями, и формы акта об отнесении земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, занятым лесными насаждениями;(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ)
24) установление порядка использования районированных семян лесных растений основных лесных древесных пород и правил создания и выделения объектов лесного семеноводства (лесосеменных плантаций, постоянных лесосеменных участков и других объектов);
25) установление формы отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении и порядка представления этого отчета;
25.1) лесосеменное районирование;(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ)
25.2) формирование федерального фонда семян лесных растений; (Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ)
26) проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства, утверждение требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки;(Пункт в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2010 года Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 442-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 октября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ.

27) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в целях его аренды;
28) установление порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
29) утверждение типовых договоров аренды лесных участков; (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 250-ФЗ.

30) установление ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности;
31) установление порядка подготовки и заключения договоров купли-продажи лесных насаждений;
31.1) утверждение типового договора купли-продажи лесных насаждений;(Пункт дополнительно включен с 1 октября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ)
32) установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества;
33) осуществление государственной инвентаризации лесов;
33.1) установление типовой формы и состава лесного плана субъекта Российской Федерации, порядка его подготовки;
34) установление состава, порядка разработки, сроков действия лесохозяйственных регламентов и порядка внесения в них изменений;
35) установление порядка и форм ведения государственного лесного реестра;
35.1) установление порядка представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти содержащейся в государственном лесном реестре документированной информации органами государственной власти, органами местного самоуправления;
35.2) установление перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляются внесение документированной информации в государственный лесной реестр и внесение в нее изменений;
36) установление порядка организации и осуществления федерального государственного надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов в Российской Федерации (федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
37) установление порядка организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора в лесах, а также осуществление федерального государственного пожарного надзора в лесах, мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения или в границах лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса;
38) утверждение такс или методик исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства;
39) отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), выделение особо защитных участков лесов и установление их границ;
40) определение особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий;
41) отнесение лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение их границ;
41.1) установление порядка определения функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установления и изменения границ лесопарковых зон, зеленых зон;
41.2) принятие решений о проведении мероприятий по ликвидации возникшей вследствие лесных пожаров чрезвычайной ситуации в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий;
41.3) установление порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; (Пункт дополнительно включен с 30 декабря 2013 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ)
41.4) установление ставок платы по договору купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, для собственных нужд; (Пункт дополнительно включен с 30 декабря 2013 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ)
41.5) обеспечение эксплуатации единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней; (Пункт дополнительно включен с 1 февраля 2014 года
41.6) учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;(Пункт дополнительно включен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 415-ФЗ)
42) иные установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами полномочия.

Комментарий к статье 81 ЛК РФ

1. При рассмотрении системы полномочий в сфере лесных отношений следует указать, что в Программе "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы по этому поводу указывается, что принятие ЛК РФ значительно расширило возможности для интенсификации использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство. Вместе с тем, передача отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений субъектам РФ обусловливает необходимость повышения эффективности использования лесов, снижение уровня их повреждения неблагоприятными факторами (прежде всего лесными пожарами), достижение требуемого качества работ по воспроизводству лесов и снижение объемов нелегального оборота древесины. Кроме того, требуется создание унифицированных подходов для всей территории страны по формированию региональных органов лесоуправления, организации государственного лесного надзора и государственного пожарного надзора в лесах, ведения государственного лесного реестра.

Положения комментируемой статьи устанавливают в системе полномочий в сфере лесных отношений перечень 56 полномочий органов государственной власти России, который может дополняться нормами федерального законодательства.

Указанный перечень полностью отражен в компетенции Минприроды России, которое в соответствии с Положением о нем (утв. постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 года N 404) определяет самостоятельное принятие нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности:
- порядка исчисления расчетной лесосеки;
- порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и для разработки месторождений полезных ископаемых;
- порядка организации и осуществления лесопатологического мониторинга;
- порядка использования районированных семян лесных растений основных лесных древесных пород;
- правил создания и выделения объектов лесного семеноводства (лесосеменных плантаций, постоянных лесосеменных участков и подобных объектов);
- порядка заполнения и подачи лесной декларации и ее форма;
- порядка проведения государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов;
- правил заготовки древесины;
- правил заготовки живицы;
- правил заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов;
- порядка представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении и его форма;
- перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается;
- порядка организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов;
- порядка формирования и использования страховых фондов семян лесных растений;
- порядка реализации и транспортировки партий семян лесных растений;
- акта, устанавливающего нормативы патрулирования лесов и пр.

2. Обозначенные в рассматриваемой статье полномочия в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N 736 были ранее реализованы Рослесхозом. К примеру, в соответствии с п.33 комментируемой статьи приказом Рослесхоза от 10 ноября 2011 года N 472 утверждены Методические рекомендаций по проведению государственной инвентаризации лесов, включающие правовые конструкции:
- определения количественных и качественных характеристик лесов;
- оценки мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, использования лесов наземными способами;
- дистанционного мониторинга использования лесов;
- формирования федеральных информационных ресурсов и пр.

Таким образом, нормы практически каждой статьи ЛК РФ конкретизированы нормативными правовыми актами и прочими документами Минприроды России и подведомственного ему Рослесхоза.

При этом следует добавить, что в соответствии с п.4 постановления Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N 736 Федеральное агентство лесного хозяйства в срок до 1 января 2015 года:
- обязано провести государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда, если эти лесные участки находятся в границах лесничеств и лесопарков, указанных в ч.2 ст. 83 ЛК РФ, или если полномочия, переданные Россией органам государственной власти субъектов РФ согласно ч.1 ст. 83 ЛК РФ, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов РФ;
- обязано согласовать включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земель лесного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством РФ, органу государственной власти субъекта РФ);
- обязано рассмотреть и согласовать проекты границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства на землях лесного фонда в пределах своей компетенции.

То есть, приведенные три обязанности Рослесхоза не относятся к категории иных полномочий, однако представляют собой полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений, не регламентированные ЛК РФ.

В данной связи следует добавить, что о нестабильном и спорном характере норм ЛК РФ также говорит статистика рассмотрения соответствующих законопроектов по его изменению. Так по сведениям Автоматизированной системы Государственной Думы России (URL: http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/SearchUD?OpenForm&Seq=114) из 28 законопроектов по коррекции ЛК РФ депутатами 5 и 6 созывов отклонено 14 документов (50%).

Консультации и комментарии юристов по ст 81 ЛК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 81 ЛК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.