Статья 79. Организация проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений

1. Организатором аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений (далее также - аукцион) является продавец права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или продавец права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений либо действующая на основании договора с этим продавцом специализированная организация.

2. Продавцами права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.

3. Извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее в целях настоящей главы - официальный сайт торгов), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка или не менее чем за пятнадцать дней до дня проведения аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.(Часть в редакции, введенной в действие с 23 января 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 360-ФЗ.
4. Извещение о проведении аукциона должно содержать сведения:
1) об организаторе аукциона;
2) о предмете аукциона, в том числе о местоположении лесных участков или лесных насаждений, о площади и границах лесных участков, об объеме подлежащих заготовке лесных ресурсов, об обременениях лесных участков, об ограничении использования лесов, о кадастровых номерах лесных участков, о видах и об установленных лесохозяйственным регламентом параметрах использования лесов;
3) о месте, датах начала и окончания срока подачи заявок на участие в аукционе и дате проведения аукциона. Срок подачи заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка должен составлять не менее чем четырнадцать дней или заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений - не менее чем пять дней;
4) о начальной цене предмета аукциона (начальном размере арендной платы или начальной цене заготавливаемой древесины), определяемой в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса, но не ниже минимального размера арендной платы или минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а в случае заключения договора купли-продажи лесных насаждений с субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса не ниже размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений, определяемой в соответствии с частью 5 статьи 76 настоящего Кодекса;(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 августа 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 143-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 октября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ.

5) об официальном сайте торгов, на котором размещена документация об аукционе;(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 января 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 360-ФЗ.
6) о сроке, в течение которого по результатам аукциона должен быть заключен договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо договор купли-продажи лесных насаждений.

5. Организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка не позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка или не менее чем за десять дней до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений. Извещение об отказе в проведении аукциона в течение двух дней размещается организатором аукциона на официальном сайте торгов. Организатор аукциона в течение двух дней обязан известить участников аукциона о своем отказе от проведения аукциона и в течение пяти дней возвратить им внесенные задатки.(Часть в редакции, введенной в действие с 6 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 401-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 23 января 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 360-ФЗ.
6. Организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать:
1) проектную документацию лесного участка;(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ.

2) кадастровый паспорт лесного участка или сведения о местоположении лесных насаждений;
3) сведения о величине повышения начальной цены предмета аукциона ("шаге аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в размере, не превышающем пяти процентов от начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины);
4) сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке и сроках ее подачи;
5) сведения о размере задатка, сроке и порядке его внесения, реквизиты счета для перечисления задатка. При этом задаток устанавливается в размере от десяти до ста процентов от начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины);
6) проект договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений.

7. Одновременно с размещением извещения о проведении аукциона его организатор обеспечивает размещение документации об аукционе на официальном сайте торгов, где эта документация должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам.(Часть в редакции, введенной в действие с 23 января 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 360-ФЗ.
8. Основаниями для отказа в допуске к участию в аукционе являются:
1) представление заявки, не соответствующей установленным требованиям;
2) представление заявки лицом, которому в соответствии с федеральными законами не могут быть предоставлены лесные участки;
3) осуществление в отношении заявителя (юридического лица или индивидуального предпринимателя) процедур банкротства;
4) нахождение заявителя - юридического лица в процессе ликвидации или прекращение заявителем-гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
5) непоступление задатка на счет, указанный в документации об аукционе, после окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

8.1. При проведении аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства основанием для отказа в допуске к участию в аукционе также является непредставление заявителем документов, предусмотренных частью 11.1 настоящей статьи.(Часть дополнительно включена с 1 октября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ)
9. Отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не установленным частями 8 и 8.1 настоящей статьи, не допускается.(Часть в редакции, введенной в действие с 1 октября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ.

10. В заявке на участие в аукционе указываются наименование, организационно-правовая форма, местонахождение - для юридического лица, фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства - для индивидуального предпринимателя, а также реквизиты банковского счета.

11. К заявке на участие в аукционе прикладываются документы, подтверждающие факт внесения задатка. По межведомственному запросу организатора аукциона федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляет сведения, подтверждающие факт внесения сведений о заявителе в единый государственный реестр юридических лиц (единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей).Положения части 11 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ) не применяются до 1 июля 2012 года в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг - см. пункт 5 статьи 74 Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ.____________________________________________________________________
11.1. В случае, предусмотренном частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса, к заявке на участие в аукционе также прикладываются годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, подтверждающая, что выручка заявителя от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость за предшествующий календарный год не превысила предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации для соответствующей категории субъектов малого и среднего предпринимательства, и первичные учетные документы, подтверждающие, что средняя численность его работников за предшествующий календарный год не превысила предельные значения, установленные Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".(Часть дополнительно включена с 1 октября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ)
12. Организатор аукциона не вправе требовать от заявителя документы, не указанные в части 11 настоящей статьи.

13. Заявитель вправе подать только одну заявку на участие в аукционе. Не допускается взимание платы за участие в аукционе.

14. Заявитель вправе отозвать заявку на участие в аукционе в любое время до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Организатор аукциона возвращает внесенный заявителем задаток в течение пяти рабочих дней с даты получения уведомления об отзыве заявки на участие в аукционе.

15. Организатор аукциона ведет протокол приема заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, о датах начала и окончания срока подачи заявок, о внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске к участию в аукционе. Протокол приема заявок на участие в аукционе подписывается организатором аукциона в течение одного дня после даты окончания срока подачи таких заявок. Заявитель становится участником аукциона с момента подписания организатором аукциона указанного протокола.

16. Заявители, допущенные к участию в аукционе, и заявители, не допущенные к участию в аукционе, уведомляются о принятом решении не позднее дня, следующего после дня подписания организатором аукциона протокола приема заявок на участие в аукционе.

17. Организатор аукциона обязан вернуть заявителю, не допущенному к участию в аукционе, внесенный этим заявителем задаток в течение пяти дней со дня подписания протокола приема заявок на участие в аукционе.

Комментарий к статье 79 ЛК РФ

1. Содержание комментируемой статьи обозначает в системе аукционов по продаже арендных прав на лесной участок, находящийся в государственной (муниципальной) собственности, либо прав на заключение договора купли-продажи лесных насаждений перечень 17 основных положений организации аукционов в рассматриваемой сфере, который включает правовые конструкции:
- определения 3 категорий организаторов аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений (продавец права аренды, продавец права купли-продажи лесных насаждений, специализированная организация);
- установления требований к 2 категориям продавцов права аренды или права купли-продажи лесных насаждений - статус органов государственной власти (местного самоуправления), реализуемый согласно ст. 81-84 ЛК РФ;
- публичного механизма безвозмездного распространения информации об аукционе;
- исчерпывающего перечня 6 категорий обязательных сведений в извещении о проведении аукциона;
- механизма отказа организатора аукциона от проведения аукциона;
- исчерпывающего перечня 6 категорий обязательных сведений в документации об аукционе в дополнение к информации в извещении о проведении аукциона;
- обязанности организатора аукциона разместить одновременно с размещением извещения о проведении аукциона документацию об аукционе на официальном сайте, где эта документация должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам;
- исчерпывающего перечня 5 оснований для отказа в допуске к участию в аукционе ;
- запрета на отказ в допуске к участию в аукционе по иным основаниям;
- установления содержания заявки на участие в аукционе;
- определения приложений к заявке на участие в аукционе (документов о внесении задатка, о внесении сведений о заявителе в ЕГРЮЛ или ЕГРИП);
- запрета для организатора аукциона на требование иных документов от заявителей;
- условия подачи заявителем одной безвозмездной заявки на участие в аукционе;
- порядка отзыва заявителем заявки на участие в аукционе;
- конструкции ведения организатором протокола приема заявок на участие в аукционе;
- механизма уведомления заявителей, допущенных к участию в аукционе, и, не допущенных к участию в аукционе;
- обязанности организатора аукциона вернуть задаток не допущенному заявителю в течение пяти дней со дня подписания протокола приема заявок на участие в аукционе.

2. Рассматривая подсистему организации аукционов в лесной сфере, следует отметить, что с целью повышения инвестиционной привлекательности в комментируемой области лесных отношений в Программе "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы указывается, что мероприятия этой Программы предполагают участие государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, частных компаний, а также государственных внебюджетных фондов. Состав участников будет определяться ответственным исполнителем Программы по результатам торгов (конкурсов, аукционов) на выполнение работ (услуг) по отдельным мероприятиям, объявляемых в соответствии с ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Реализация мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будет осуществляться как за счет средств, предусмотренных на эти мероприятия в федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ, так и за счет средств внебюджетных источников.

Механизм привлечения средств внебюджетных источников на реализацию указанных мероприятий предусмотрен ст. 19 ЛК РФ. При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. Средства от продажи направляются в том числе на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов.

По результатам размещения заказа заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений. Заключение договора происходит в соответствии с ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Кроме того, в реализации мероприятий Программы "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы предусматривается участие технологических платформ, в том числе в рамках выполнения мероприятий Комплексной программы развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года (утв. поручением Председателя Правительства РФ от 24 апреля 2012 года N ВП-П8-2322 (технологическая платформа "БиоТех - 2030" и другие).

3. Указанные в рассматриваемой статье 17 основных положений организации аукционов в рассматриваемой сфере требований конкретизированы в ряде документов, среди которых следует отметить:
- приказ Рослесхоза от 26 июля 2011 года N 319 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка" (далее по тексту комментируемой статьи - Порядок);
- приказ Минсельхоза РФ от 24 февраля 2009 года N 75 "Об утверждении Методических указаний по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78-80 Лесного кодекса Российской Федерации" (далее по тексту комментируемой статьи - Методические указания);
- письмо Рослесхоза от 16 ноября 2012 года N ЮД-10-54/13313 "Об основаниях внесения изменений в договор аренды лесного участка";
- письмо Минэкономразвития России от 23 сентября 2011 года N Д23-4042 "По вопросу необходимости представления кадастрового паспорта земельного (лесного) участка для государственной регистрации передачи прав и обязанностей по договору аренды лесного участка";
- письмо МПР РФ от 19 июня 2007 года N 01-09-29/5934 "О начальной ставке платы за древесину на аукционе" и др.

Например, в п.6-9 Методических указаний обозначено, что до определения специализированных организаций:
- организаторами аукционов выступают исключительно органы государственной власти (местного самоуправления) в пределах своей компетенции;
- организатор аукциона для проведения аукциона своим приказом формирует аукционную комиссию в количестве не менее пяти членов и назначает из числа ее членов председателя аукционной комиссии;
- начальная цена предмета аукциона (начальный размер арендной платы или начальная цена заготавливаемой древесины) определяется в соответствии со ст. 73 и 76 ЛК РФ и не может быть ниже минимального размера арендной платы или минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений;
- порядок и условия проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды или договора купли-продажи в части, не урегулированной ЛК РФ и Методическими указаниями, регулируются ГК РФ.

Консультации и комментарии юристов по ст 79 ЛК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 79 ЛК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.