Статья 72. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

1. По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.

2. Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

3. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет, за исключением случаев, предусмотренных статьями 36, 43-46, пунктом 3 части 3 статьи 74 настоящего Кодекса. Указанный договор заключается в случаях, предусмотренных статьей 36 настоящего Кодекса, на срок от двадцати до сорока девяти лет, в случаях, предусмотренных статьями 43, 45, пунктом 3 части 3 статьи 74 настоящего Кодекса, на срок до сорока девяти лет, в случаях, предусмотренных статьями 44, 46 настоящего Кодекса, на срок от одного года до сорока девяти лет.

4. Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом.(Часть в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ.

5. Часть утратила силу с 1 октября 2015 года - Федеральный закон от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ.

Комментарий к статье 72 ЛК РФ

1. Комментируемая статья предусматривает особенности правовой конструкции договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Данный вид договора регламентирован как нормами ЛК РФ, так и ГК РФ.

Исходя из положений ч.1 комментируемой статьи, а также ст. 606 ГК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок во временное владение и пользование или во временное пользование для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 ЛК РФ.

Причем в соответствии со ст. 606 ГК РФ плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

Сформулируем в самом общем виде особенности договора аренды лесного участка:
- объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
- объектом аренды могут быть лесные участки, прошедшие государственный кадастровый учет (ФЗ "О государственном земельном кадастре");
- срок договора аренды определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом;
- срок договора аренды формулируется в соответствии с требованиями ч.3 ст. 72 ЛК РФ.

В соответствии со ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. Так, в силу ст. 125 ГК РФ от имени РФ и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Причем предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду согласно ст. 83 ЛК РФ передается органам государственной власти субъектов РФ.

В силу правовой позиции, выраженной в п.2 постановления Пленума ВАС РФ от 25 января 2013 года N 13, по смыслу ст. 608 ГК РФ арендодатель, заключивший договор аренды и принявший на себя обязательство по передаче имущества арендатору во владение и пользование либо только в пользование, должен обладать правом собственности на него в момент передачи имущества арендатору. С учетом этого договор аренды, заключенный лицом, не обладающим в момент его заключения правом собственности на объект аренды (договор аренды будущей вещи), не является недействительным на основании ст. 168 и 608 ГК РФ.

В случае неисполнения обязательства по передаче вещи в аренду (в том числе в связи с тем, что вещь, являвшаяся предметом такого договора аренды, не была создана арендодателем или приобретена им у третьего лица) арендодатель обязан возместить арендатору убытки, причиненные нарушением договора.

При этом следует иметь в виду, что договор аренды будущего земельного участка, заключенный лицом, обладающим правом постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком, намеревающимся выкупить его и впоследствии сдать в аренду, является ничтожным на основании ст. 168 ГК РФ, так как по смыслу п.4 ст. 20 ЗК РФ заключение договоров, предусматривающих распоряжение (в том числе и в будущем) земельным участком, принадлежащим лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, не допускается.

Отметим, что в соответствии с п.2.5 ст. 2 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные или муниципальные учреждения, созданные государственными академиями наук и (или) подведомственные им учреждения, которые являются арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, не вправе:
- сдавать такие земельные участки в субаренду;
- передавать свои права и обязанности по договорам аренды земельных участков третьим лицам;
- отдавать арендные права в залог;
- вносить арендные права в качестве вкладов в уставные капиталы хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевых взносов в производственные кооперативы.

Следует также учитывать, что в соответствии со ст. 609 ГК РФ договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме.

Отметим, что в правоприменительной практике рассматривается вопрос о возможности предоставления в аренду одного лесного участка нескольким лицам для различных видов использования лесов. Так, в своем письме от 2 апреля 2008 года N МГ-03-28/2198 Федеральное агентство лесного хозяйства, рассмотрев обращение о возможности предоставления одного лесного участка в аренду нескольким лицам для различных видов его использования, пришло к выводу о том, что ЛК РФ не предусматривает возможности предоставлять один лесной участок для одного или нескольких видов использования лесов нескольким лесопользователям, а гражданским законодательством также не предусмотрена возможность заключения с различными лицами отдельных договоров аренды на один и тот же объект недвижимости. Таким образом, по мнению Рослесхоза, норма ч.2 ст. 25 ЛК РФ подразумевает предоставление лесного участка для одной или нескольких целей использования лесоводному арендатору.

Данный подход был также воспринят и судебной практикой (см. постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 марта 2010 года по делу N А70-8185/2009, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 апреля 2010 года по делу N А55-14946/2009).

В постановлении Президиума ВАС РФ от 27 июля 2010 года N 2111/10 N А05-7607/2009 указано, что поскольку в силу ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а ЛК РФ не содержит запрета на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности, ограничение как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним земельным участком невозможно.

Как отмечено в постановлении Пленума ВАС РФ от 25 января 2013 года N 13, при разрешении споров из договоров аренды, которые были заключены по поводу одного и того же имущества (за исключением случаев, когда арендаторы пользуются различными частями одной вещи или пользование вещью осуществляется арендаторами попеременно в различные периоды времени), судам необходимо исходить из того, что если объектом нескольких договоров аренды, заключенных с несколькими лицами, является одно и то же имущество в целом, то к отношениям арендаторов и арендодателя подлежат применению положения ст. 398 ГК РФ. Арендатор, которому не было передано имущество, являющееся объектом договора аренды, вправе требовать от арендодателя, не исполнившего договор аренды, возмещения причиненных убытков и уплаты установленной договором неустойки. Также необходимо учитывать, что наличие в ЕГРП записи об аренде недвижимой вещи не препятствует внесению в реестр записи о другом договоре аренды той же вещи.

Таким образом, можно сделать вывод о правомерности заключения нескольких договоров аренды с разными лицами, объектом которых является один и тот же лесной участок, при условии различного использования этого участка.

Об определении арендной платы см. комментарий к ст. 73 ЛК РФ. Подробнее о процедуре заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности см. комментарий к ст. 74 ЛК РФ.

2. Частью 2 комментируемой статьи определены особенности объекта аренды. Общие положения об объекте аренды сформулированы ст. 607 ГК РФ. Отметим, что в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Для квалификации лесного участка как объекта договора аренды необходимо наличие 2 критериев:
- данный лесной участок должен находиться в государственной или муниципальной собственности;
- государственный кадастровый учет данного участка.

Право собственности на лесной участок должно быть зарегистрировано в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Вместе с тем, в соответствии со ст. 4.3 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" право собственности РФ на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до 1 января 2007 года, признаются соответственно правом собственности РФ на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними. Согласно положениям п.10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, относящимися к государственной и муниципальной собственности, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Исключение из правила ч.2 комментируемой статьи о государственном кадастровом учете лесного участка, предоставляемого в аренду, предусмотрено ст. 4.1 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". и допускается только до 1 января 2015 года. Исключение составляют случаи предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.

Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда утвержден приказом Рослесхоза от 13 апреля 2012 года N 139. В соответствии с п.2 ст. 4.2 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.

По вопросу необходимости представления кадастрового паспорта земельного (лесного) участка для государственной регистрации передачи прав и обязанностей по договору аренды лесного участка см. также письмо Министерства экономического развития РФ от 23 сентября 2011 года N Д23-4042.

Статьей 5 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что арендатор по договору аренды участка лесного фонда до приведения его в соответствие с ЛК РФ, а также арендатор по договору аренды участка лесного фонда или по договору аренды лесного участка, если государственный кадастровый учет таких участков не осуществлялся, не вправе:
- сдавать арендованные участок лесного фонда, лесной участок в субаренду;
- передавать свои права и обязанности по договору аренды участка лесного фонда по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем);
- отдавать арендные права в залог;
- вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.

При этом в соответствии с ч.6 ст. 47 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Таким образом, запрет на передачу арендатором своих прав и обязанностей по договору аренды участка лесного фонда, по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем), не распространяется на случаи, в которых перечисленные договоры и возникающие в связи с их заключением ограничения (обременения) прав зарегистрированы в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Согласно п.2 ст. 26 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", если в аренду сдается земельный участок (участок недр) или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его сдаваемой в аренду.

Между тем, в силу п.5 ст. 22 ЗК РФ при передаче нрав и обязанностей по договору аренды земельного участка третьему лицу заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.

По мнению Министерства экономического развития РФ, выраженному в письме от 23 сентября 2011 года N Д23-4042, представление кадастрового паспорта земельного (лесного) участка для государственной регистрации передачи прав и обязанностей по договору аренды лесного участка не требуется. Внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с изменением сведений об арендаторе лесного участка осуществляется в соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утв. постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 года N 219.

В соответствии со ст. 14.1 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" после 1 января 2009 года запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами (см. также ст. 87 ЛК РФ).

Подробнее об определении объекта прав - лесного участка см. комментарий к ст. 71 ЛК РФ.

3. Частью 3 и 4 комментируемой статьи определены особенности формулирования срока аренды лесного участка.

В соответствии с п.1, 2 ст. 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором, а если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок.

Вместе с тем, согласно п.3 ст. 610 ГК РФ законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. В этих случаях, если срок аренды в договоре не определен и ни одна из сторон не отказалась от договора до истечения предельного срока, установленного законом, договор по истечении предельного срока прекращается. Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному.

Так, прежде всего срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом (подробнее см. ст. 87 ЛК РФ).

Кроме того, срок договора аренды лесного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, заключается на срок, продолжительность которого не превышает срок резервирования таких земель (см. приказ Рослесхоза от 26 июля 2011 года N 319).

Так, например, согласно ст. 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" по желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем 49 лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, - на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон. О резервировании земель для государственных или муниципальных нужд см. ст. 70.1 ЗК РФ.

Так, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.

Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем 7 лет, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", на срок не более чем 2 года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до 20 лет.

Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд утверждено постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 года N 561.

В соответствии с ч.3 комментируемой статьи договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок:
- по общему правилу - от 10 до 49 лет;
- от 20 до 49 лет - в случаях использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
- до 49 лет - в случаях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, а также заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям;
- от 1 года до 49 лет - в случаях использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов, использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов.

Вместе с тем, согласно приказу Рослесхоза от 26 июля 2011 года N 319, договор аренды заключается на срок от 10 до 49 лет в следующих случаях:
- для заготовки древесины;
- для заготовки живицы;
- для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов;
- для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
- для ведения сельского хозяйства;
- для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности;
- для осуществления рекреационной деятельности;
- для создания лесных плантаций и их эксплуатация;
- для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений;
- для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);
- для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

На срок до 1 года договор аренды заключается в случаях выполнения изыскательских работ. В соответствии со ст. 10.1 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесной участок, в том числе расположенный в резервных лесах, может быть предоставлен в аренду для выполнения изыскательских работ без проведения аукциона на срок не более чем 1 год в соответствии с ЛК РФ, ЗК РФ.

Отметим, что указанные нормы, являясь императивными, не могут быть изменены соглашением сторон.

О судебной практике по применению положений о договоре аренды лесного участка см., например, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 мая 2013 года N Ф06-3000/13 по делу N А55-20663/2012, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 мая 2013 года N Ф09-3452/13 по делу N А07-12119/2012, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 мая 2013 года N Ф04-1534/13 по делу N А75-3181/2012, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 9 августа 2010 года N КГ-А41/6756-10 по делу N А41-40119/09, постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 2 февраля 2010 года по делу N А09-14933/2008, постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 9 декабря 2009 года N А23-881/09Г-17-88, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 июня 2013 года N Ф06-3631/13 по делу N А65-19787/2012, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 апреля 2013 года N Ф05-285/13 по делу N А41-44094/2010, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 ноября 2012 года N Ф06-8072/12 по делу N А72-420/2012, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 октября 2012 года N Ф09-8234/12 по делу N А60-57113/2011, постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 сентября 2012 года N Ф01-4049/12 по делу N А28-1645/2012, постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 июня 2012 года N Ф10-1769/12 по делу N А62-3595/2011, постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17 января 2012 года N Ф10-4867/11 по делу N А14-3414/2011 и др.

О рассмотрении обращения по вопросу аренды лесного участка в части применения п.4 ст. 264 ГК РФ, п.4 ст. 20 ЗК РФ, см. письмо Министерства экономического развития РФ от 26 марта 2010 года N Д23-1028. Как отмечено в этом письме, до 2007 года в законодательстве РФ проводилось различие между понятиями "земельный участок" и "участок лесного фонда". При этом лесные участки выступали самостоятельными объектами гражданских прав. В связи с этим, по мнению Департамента недвижимости, применение к отношениям, связанным с передачей в аренду участков лесного фонда, правил оборота земельных участков (ст. 268, 269 ГК РФ, ст. 20 ЗК РФ) некорректно.

Об отдельных вопросах практики применения правил ГК РФ о договоре аренды см. постановление Пленума ВАС Суда РФ от 17 ноября 2011 года N 73.

4. Частью 5 комментируемой статьи предусмотрено преимущественное право арендатора, надлежащим образом исполнившего договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока на заключение договора аренды на новый срок.

В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В числе предусмотренных ГК РФ обязанностей арендатора можно назвать:
- своевременное внесение платы за пользование имуществом (арендную плату) (ст. 614);
- пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества (ст. 615);
- нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды (ст. 616) и др.

Форма примерного договора аренды лесного участка утверждена приказом Рослесхоза от 26 июля 2011 года N 319.

В силу положений статьи 621 ГК РФ арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Причем данная норма является диспозитивной, поскольку иные положения могут быть предусмотрены договором аренды.

Кроме того, арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.

Отметим также, что в том случае, когда арендодатель отказал арендатору в заключении договора на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключил договор аренды с другим лицом, арендатор вправе по своему выбору потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, либо только возмещения таких убытков.

В соответствии с п.2 ст. 621 ГК РФ если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Однако применение указанных общих норм ст. 621 ГК РФ в отношении аренды лесных участков имеет свои особенности. Согласно п.5 ст. 4 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до 10 лет, после приведения этого договора в соответствие с ЛК РФ по истечении срока действия этого договора, не вправе заключить договор аренды лесного участка на новый срок в порядке, предусмотренном ч.5 комментируемой статьи.

5. В соответствии с правовой позицией, изложенной в п.1 постановления Пленума ВАС РФ от 25 января 2013 года N 13, в силу ч.9 ст. 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" по истечении срока договора аренды государственного или муниципального имущества, заключенного в порядке, предусмотренном ч.1 или 3 данной статьи, заключение договора с прежним арендатором на новый срок без проведения торгов возможно, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством РФ.

Если законодательством РФ установлен максимальный срок, на который может быть заключен договор аренды, он исчисляется с даты заключения (ст. 433 ГК РФ) договора аренды с этим арендатором (или его правопредшественником) на торгах. Поскольку по истечении такого срока проведение торгов для заключения нового договора аренды является обязательным, следует руководствоваться разъяснениями, содержащимися в п.1-4 постановления Пленума ВАС РФ от 25 января 2013 года N 13.

Отметим также, что преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок может быть реализовано им только в случае передачи арендодателем спорного имущества третьему лицу в аренду (см. п.35 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 года N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой"). Таким образом, арендодатель свободен в своем волеизъявлении по вопросу о продолжении или возобновлении арендных правоотношений (см. постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 августа 2011 года N 16АП-1697/11; постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 ноября 2011 года N Ф08-6600/11 по делу N А25-1619/2010).

Консультации и комментарии юристов по ст 72 ЛК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 72 ЛК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.