Статья 6. Земли, на которых располагаются леса

1. Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
2. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

3. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Комментарий к статье 6 ЛК РФ

1. Комментируемая статья является одной из ключевых статей ЛК РФ. Следует сказать, что ранее действовавшее законодательство использовало такое понятие, как "лесной фонд". Ныне действующий ЛК РФ такого понятия больше не использует, вместе с тем, в ЗК РФ осталось такое понятие, как "земли лесного фонда". В этом кроется явное противоречие между лесным и земельным законодательством.

В соответствии с комментируемой статьей леса могут располагаться на землях лесного фонда и землях иных категорий. Согласно ЗК РФ выделяются следующие категории земель:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли поселений;
- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
- земли особо охраняемых территорий и объектов;
- земли лесного фонда;
- земли водного фонда;
- земли запаса.

Таким образом, леса могут располагаться на всех землях без исключения.

Вместе с тем, согласно позиции Федерального агентства лесного хозяйства, леса (с юридической точки зрения) могут произрастать только на землях, указанных в ст. 23 ЛК РФ: землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях населенных пунктов (городские леса) и землях особо охраняемых природных территорий. Такой же подход к толкованию данного в современном лесном законодательстве понятия леса высказывается многими авторами.

________________
Крассов О.И. Земельное право: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2012.

Как отмечается в литературе, деление земель по их целевому назначению является характерной чертой российского земельного права и служит определению специфического правового режима охраны и использования земель в зависимости от их целевого назначения. Приведенные 7 основных категорий земель существуют (при некоторых изменениях названий) достаточно давно и оправдали себя на практике с точки зрения отграничения правового режима одной категории от другой. Не случайно Особенная часть ЗК РФ с описанием режимов земель строится в зависимости от категорий земель.

________________
Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / под ред. С.А.Боголюбова. М., 2001.

В соответствии с ч.1 ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Допуская возможность нахождения лесов на землях иных категорий, помимо земель лесного фонда, законодательство не определяет достаточно четко, на землях каких именно категорий могут располагаться леса.

Землями сельскохозяйственного назначения согласно ст. 77 ЗК РФ признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

При этом значительная часть земель сельскохозяйственного назначения, за исключением сельскохозяйственных угодий, - это фактически земли, покрытые лесом. По данным Доклада Министерства сельского хозяйства Российской Федерации о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения в числе земель сельскохозяйственного назначения многолетние насаждения занимают 1,1 млн. га (из 1709,8 млн. га), что составляет 0,4%; лесные площади - 39,4 млн. га, или 9,8%; лесные насаждения, не входящие в лесной фонд, - 19,5 млн. га, или 4,8%, т.е. не менее 15% земель сельскохозяйственного назначения покрыты лесом (лесными/многолетними насаждениями).

________________
Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения. М., 2010.

Лесной кодекс РФ прямо предусматривает возможность нахождения лесов на землях населенных пунктов - городских лесов. На землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, согласно ст. 23 ЛК РФ, располагаются лесничества и лесопарки и, соответственно, осуществляется установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, в том числе проектирование лесных участков, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра. Городские леса, согласно ст. 102 ЛК РФ, относят к защитным лесам.

Помимо городских лесов на землях населенных пунктов могут находиться и другие виды защитных лесов: леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (в случаях, когда особо охраняемая природная территория находится в границах населенного пункта); леса, расположенные в водоохранных зонах; леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ; зеленые зоны; лесопарковые зоны и др.

Помимо земель обороны и безопасности, леса могут произрастать и на других видах земель промышленности и иного специального назначения: например, на землях транспорта - на границах охранных зон железных дорог - леса, выполняющие функции защитных лесонасаждений, в том числе леса в поймах рек и вдоль поверхностных водных объектов, и леса, где сплошная вырубка древостоя может отразиться на устойчивости склонов гор и холмов и привести к образованию оползней, осыпей, оврагов или вызвать появление селевых потоков и снежных обвалов (лавин), повлиять на сохранность, устойчивость и прочность железнодорожных путей. Помимо земель обороны и безопасности, леса могут произрастать и на других видах земель промышленности и иного специального назначения: например, на землях транспорта - на границах охранных зон железных дорог - леса, выполняющие функции защитных лесонасаждений, в том числе леса в поймах рек и вдоль поверхностных водных объектов, и леса, где сплошная вырубка древостоя может отразиться на устойчивости склонов гор и холмов и привести к образованию оползней, осыпей, оврагов или вызвать появление селевых потоков и снежных обвалов (лавин), повлиять на сохранность, устойчивость и прочность железнодорожных путей.

Законодательство не отрицает возможности нахождения на землях запаса лесов, в то же время ни в одном нормативном правовом акте не упоминается прямо, что леса могут находиться на землях запаса.

Следовательно, для таких категорий земель, как: земли лесного фонда, земли населенных пунктов, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (точнее, земли обороны и безопасности), законодательно прямо предусмотрена возможность расположения лесов.

________________
Воронцова А.А. Некоторые особенности правового регулирования лесов (лесных насаждений), расположенных на землях различных категорий // Экологическое право. 2012. N 5.

Для остальных категорий земель такая возможность допускается исходя из общей предпосылки ст. 6 и гл.15 ЛК РФ, а также нормативных правовых актов, устанавливающих элементы правового режима отдельных категорий земель. При этом на землях всех иных категорий, кроме земель лесного фонда, могут находиться только защитные леса.

2. Лесной кодекс РФ придерживается тенденции земельного законодательства о целевом использовании земель, т.е. целевом использовании соответствующих лесов на этих землях.

________________
Пуряева А.Ю. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный). М, 2007.

В соответствии с п.2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

3. В соответствии с комментируемой статьей границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с п.2 ст. 83 ЗК РФ границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

В письме Росреестра от 16 июня 2010 года N 14-4692-ГЕ обращается внимание на то, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами в том числе к рекреационным зонам, включающим земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами (ст. 85 ЗК РФ).

Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" по заявительному принципу.

Генеральные планы поселений, городских округов являются документами территориального планирования, под которым понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (п.2 ст. 1, п.2, 3 ч.1 ст. 18 ГрК РФ).

Таким образом, факт утверждения генерального плана не является основанием для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков.

Кроме того, следует отметить постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 года N 135 "О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны". В соответствии с ним леса, закрепленные за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, исключаются из состава лесного фонда.

Закреплению подлежат леса, расположенные на земельных участках, предоставленных для нужд обороны, в отношении которых имеются установленные законодательством документы, удостоверяющие их принадлежность к землям обороны.

По земельным участкам, в отношении которых документы об их принадлежности к землям обороны отсутствуют, вопрос о закреплении расположенных на них лесов не рассматривается.

Консультации и комментарии юристов по ст 6 ЛК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 6 ЛК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.