Статья 56. Государственный лесопатологический мониторинг

1. В целях охраны и защиты лесов проводятся сбор, анализ и использование информации о лесопатологическом состоянии лесов, в том числе об очагах вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам (государственный лесопатологический мониторинг).

1.1. Государственный лесопатологический мониторинг является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

2. Порядок организации и осуществления государственного лесопатологического мониторинга устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. (Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ.

Комментарий к статье 56 ЛК РФ

1. Комментируемая статья вводит в систему охраны и защиты лесов конструкцию лесопатологического мониторинга, включающую 3 общих правила:
- осуществление государственного лесопатологического мониторинга в целях охраны и защиты лесов;
- определение государственного лесопатологического мониторинга частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);
- полномочие установления порядка организации и осуществления лесопатологического мониторинга уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Положения ч.1 комментируемой статьи определяют осуществление государственного лесопатологического мониторинга в целях охраны и защиты лесов. При этом законодатель формально дает определение государственному лесопатологическому мониторингу, подразумевая под ним сбор, анализ и использование информации о лесопатологическом состоянии лесов, в том числе об очагах вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, в целях охраны и защиты лесов.

По этому поводу целесообразно отметить, что согласно п.18-21 постановления Правительства РФ от 29 июня 2007 года N 414:
- при ведении лесопатологического мониторинга используются результаты лесопатологического обследования;
- основные цели лесопатологического мониторинга указаны - своевременное обнаружение, оценка и прогноз изменений санитарного и лесопатологического состояния лесов для осуществления управления в области защиты лесов и обеспечения санитарной безопасности в лесах;
- при сборе информации о лесопатологическом состоянии лесов проводятся авиационные и наземные работы с использованием при необходимости данных космической съемки;
- порядок организации и осуществления лесопатологического мониторинга устанавливается Министерством природных ресурсов и экологии РФ.

2. Нормы ч.1.1 комментируемой статьи определяют государственный лесопатологический мониторинг частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

Содержание ч.2 комментируемой статьи обозначает полномочие установления порядка организации и осуществления лесопатологического мониторинга уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. По этому поводу следует сослаться на приказ МПР РФ от 9 июля 2007 года N 174 "Об утверждении Порядка организации и осуществления лесопатологического мониторинга".

При осуществлении лесопатологического мониторинга обеспечиваются:
а) своевременное выявление неудовлетворительного лесопатологического состояния лесов, определение причин его возникновения;
б) проведение оценки эффективности профилактических, санитарно-оздоровительных мероприятий, авиационных и наземных работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов;
в) подготовка прогноза развития наблюдаемых в лесах патологических процессов и явлений, а также проведение оценки их возможных последствий;
г) подготовка, обработка и хранение информации о лесопатологическом состоянии лесов;
д) подготовка обзоров санитарного и лесопатологического состояния лесов, рекомендаций по обеспечению санитарной безопасности в лесах;
е) своевременное направление информации о необходимости проведения мероприятий по защите лесов лицам, осуществляющим защиту лесов.

Способами осуществления лесопатологического мониторинга являются:
- наземные наблюдения за состоянием объектов лесопатологического мониторинга;
- дистанционные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов;
- лесопатологическая таксация;
- экспедиционные обследования.

Применение конкретных способов осуществления лесопатологического мониторинга определяется в соответствии с лесозащитным районированием.

Кроме того в данном отношении следует указать на приказ Рослесхоза от 29 декабря 2007 года N 523 "Об утверждении методических документов", которым в т.ч. утверждено Руководство по проектированию, организации и ведению лесопатологического мониторинга.

В этом Руководстве обозначены критерии определения состояния лесов:
- с применением наземных регулярных наблюдений на основе стратификации участков лесного фонда;
- с использованием наземных регулярных наблюдений по методике международной программы 1CP-Forests;
- путем выборочных наблюдений за состоянием популяций вредных организмов;
- посредством дистанционных наблюдений за санитарным состоянием лесов и лесопатологической обстановкой;
- с применением особенностей лесопатологической таксации;
- с учетом численности вредителей и развития болезней;
- с использованием экспедиционных обследований и пр.

Кроме того целесообразно указать на приказ Рослесхоза от 8 декабря 2010 года N 473 "Об утверждении ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Федерального агентства лесного хозяйства федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности" согласно которому:
- за осуществление лесопатологического мониторинга лесных участков на землях лесного фонда отвечает Рослесхоз (силами ФГУП "Рослесозащита");
- за осуществление радиационного мониторинга лесов, расположенных на землях лесного фонда отвечает Рослесхоз (силами ФГУП "Рослесозащита"), а также соответствующие физические и юридические лица.

Консультации и комментарии юристов по ст 56 ЛК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 56 ЛК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.