1. Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя:
1) наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами;
2) организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств;
3) организацию патрулирования лесов;
4) прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами.
2. Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные им полномочия в области лесных отношений, представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти данные о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах.
3. По результатам мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о маневрировании лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования в соответствии с межрегиональным планом маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования.
4. Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, состав и форма представления данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. (Статья дополнительно включена с 31 декабря 2010 года Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 442-ФЗ)
Комментарий к статье 53.2 ЛК РФ
1. Нормы ст. 53.2 ЛК РФ определяют в системе охраны и защиты лесов конструкцию мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, включающей 4 правовых механизма;
- перечень 4 общих мероприятий мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров (наблюдения и контроля, организации системы обнаружения и учета лесных пожаров, организации патрулирования; приема и учета сообщений);
- обязанность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные им полномочия в сфере лесных отношений, представлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти данные о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах (Рослесхоз);
- обязанность Рослесхоза принимать решение о маневрировании лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования по результатам мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров согласно межрегиональному плану маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования;
- обязанность установления порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, а также состава и формы представления данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Минприроды России).
Таким образом, второй вид профилактической деятельности системы обеспечения пожарной безопасности в лесах включает 4 меры организационного характера и 3 категории полномочий в отношении мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.
Следует отметить, что мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров осуществляется в виде наземного, авиационного и космического мониторинга (см. п.6 Правил составления сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 18 мая 2011 года N 378) в рамках информационной системы дистанционного мониторинга (ИСДМ или ИСДМ-Рослесхоз), правовое регулирование которой осуществляется главным образом положениями 3 приказов Рослесхоза:
- от 25 мая 2005 года N 112 "О космическом мониторинге лесных пожаров";
- от 8 декабря 2005 года N 326 "Об информационной системе дистанционного мониторинга лесных пожаров Федерального агентства лесного хозяйства";
- от 9 июля 2009 года N 290 "О распределении земель лесного фонда по способам мониторинга пожарной опасности в лесах и зонам осуществления авиационных работ по охране лесов".
При этом Управление охраны и защиты лесов в соответствии с информацией, размещенной на сайте Рослесхоза (URL: http://www.rosleshoz.gov.ru/agency/structure/dep/reproduction/about) отвечает за:
- организацию и координацию работы с использованием ИСДМ-Рослесхоз, а также осуществление контроля за мониторингом пожарной опасности в лесах, лесопатологическим, радиологическим и мониторингом незаконных рубок;
- оценку состояния лесов;
- учет и анализ лесонарушений в лесном фонде, горимости лесов;
- подготовку соответствующей оперативной информации.
Кроме того целесообразно указать на приказ Рослесхоза от 8 декабря 2010 года N 473 "Об утверждении ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Федерального агентства лесного хозяйства федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности", согласно которому за осуществление мониторинга пожарной опасности в лесах и составление прогнозов пожарной опасности в лесах отвечает Рослесхоз (силами ФГУП "Авиалесоохрана"), а также соответствующие физические и юридические лица (пользователи участков леса).
Положения ч.1 комментируемой статьи определяют перечень 4 общих мероприятий мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров (наблюдения и контроля, организации системы обнаружения и учета лесных пожаров, организации патрулирования; приема и учета сообщений).
В данной связи в Концепции о пожарной безопасности, в частности, отмечено, что:
- с учетом условий проведения работ при ликвидации аварии на атомной электростанции в Японии, а также опыта пожаротушения военных арсеналов в Республике Башкортостан и Удмуртской Республике осуществляется вооружение подразделений противопожарной службы роботизированными гусеничными комплексами пожаротушения "Кедр";
- в целях повышения эффективности пожаротушения разработана автоматизированная система мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах пожара, об угрозах и о рисках развития пожаров в зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, созданы математические модели развития пожаров на различных объектах населенных пунктов;
- разработаны методические и технические решения по совершенствованию аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов воздушных судов и создана система мониторинга лесных пожаров и их последствий для объектов экономики и др.
Указанный в ч.1 комментируемой статьи перечень 4 общих мероприятий мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров отражается в Сводном плане тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ, правила составления которого утверждены постановлением Правительства РФ от 18 мая 2011 года N 378. Графическая часть сводного плана включает:
- карты-схемы мест дислокации лесопожарных и аварийно-спасательных формирований на территории субъекта РФ, которые могут быть привлечены к тушению лесных пожаров;
- карты-схемы маршрутов авиационного патрулирования;
- карты-схемы зон наземного, авиационного и космического мониторинга.
Указанные карты-схемы должны разрабатываться согласно планово-картографическим материалам лесоустройства, лесному плану субъекта РФ, материалам землеустройства и инвентаризации земель. При этом они отображают границы муниципальных образований, лесничеств (лесопарков), лесных кварталов, а также местоположение линейных объектов и населенных пунктов, расположенных на территории субъекта РФ.
Наряду с этим, постановлением Правительства РФ от 17 мая 2011 года N 377 обозначено, что раздел 3 плана тушения лесных пожаров должен включать:
- сведения об органе (организации), осуществляющем мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
- перечень мероприятий по организации наблюдения и контроля за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами;
- перечень мероприятий по организации системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием;
- меры по организации патрулирования лесов (сводную информацию о наземном и авиационном патрулировании лесов, карту-схему маршрутов наземного и авиационного патрулирования лесов);
- мероприятия по приему и учету сообщений о лесных пожарах, а также оповещению населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах;
- информацию о специализированной диспетчерской службе.
2. Нормы ч.2 комментируемой статьи определяют обязанность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные им полномочия в сфере лесных отношений, представлять в Рослесхоз данные о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах.
Подсистема передачи осуществления отдельных полномочий России в сфере лесных отношений органам власти субъектов РФ регламентирована в ст. 83 ЛК РФ. Рассматривая указанную обязанность, следует отметить, что в Методических рекомендациях для органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ (URL: http://www.rosleshoz.gov.ru/docs/other/64/Metodicheskie_rekom
Консультации и комментарии юристов по ст 53.2 ЛК РФ
Если у вас остались вопросы по статье 53.2 ЛК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.