Статья 53. Пожарная безопасность в лесах

1. Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:
1) предупреждение лесных пожаров;
2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
4) иные меры пожарной безопасности в лесах.

2. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.

3. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Комментарий к статье 53 ЛК РФ

1. Положения комментируемой статьи устанавливают в системе охраны и защиты лесов подсистему пожарной безопасности в лесах, определяющую 4 основных элемента:
- расширенный перечень 4 мер пожарной безопасности в лесах: 2 мероприятий профилактического характера (предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров), 1 мероприятие организационно-планового содержания (разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров), а также категорию иных мер пожарной безопасности в лесах;
- порядок осуществления мер пожарной безопасности в лесах согласно 3 категориям документов (лесной план субъекта РФ, лесохозяйственный регламент лесничества или лесопарка, проект освоения лесов);
- обязанность установления правил пожарной безопасности в лесах и требований к мерам пожарной безопасности в лесах Правительством РФ в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов;
- обязанность установления классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Рослесхозом).

То есть, подсистема пожарной безопасности в лесах определяет основные профилактические и организационно-плановые мероприятия, которые должны отражаться в соответствующих Правилах пожарной безопасности в лесах (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417).

Положения ч.1 комментируемой статьи определяют расширенный перечень 4 мер пожарной безопасности в лесах:
- двух мероприятий профилактического характера (предупреждение лесных пожаров согласно ст. 53.1 ЛК РФ, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров в соответствии с правилами ст. 53.2 ЛК РФ);
- мероприятие организационно-планового содержания (разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров в порядке ст. 53.3 ЛК РФ);
- иные меры пожарной безопасности в лесах.

К иным мерам пожарной безопасности в лесах можно отнести основные ведомственные документы, регламентирующие разработку и утверждение нормативов в области пожарной безопасности, в частности:
- Правила противопожарного режима в РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390);
- нормы пожарной безопасности НПБ 01-93 "Порядок разработки и утверждения нормативных документов Государственной противопожарной службы МВД России" (утв. Главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору, введены в действие приказом МВД РФ от 6 декабря 1993 года N 521);
- нормы пожарной безопасности НПБ 06-96 "Порядок классификации и кодирования нормативных документов по пожарной безопасности" (введены в действие приказом МВД РФ от 13 июня 1996 года N 29) и др.

2. Нормы ч.2 комментируемой статьи определяют порядок осуществления мер пожарной безопасности в лесах согласно 3 категориям документов (лесной план субъекта РФ, лесохозяйственный регламент лесничества или лесопарка, проект освоения лесов).

В данном отношении следует указать, что приказом Рослесхоза от 5 октября 2011 года N 423 утверждена типовая форма и состав лесного плана субъекта РФ, а также порядок его подготовки. Согласно этому приказу Типовая форма лесного плана субъекта РФ включает 3 основных раздела и 24 приложения. Разделы плана определяют:
- во-первых, характеристику состояния лесов и их использования;
- во-вторых, основные направления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
- в-третьих, оценку экономической эффективности реализации мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов.

Перечень из 24 Приложений в свою очередь включает:
- виды изготавливаемых тематических карт;
- показатели лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, распределение их площади по лесным районам;
- распределение площади лесных насаждений и запасов древесины по группам древесных пород и группам возраста;
- показатели эксплуатационных лесов по лесничествам и лесопаркам;
- объемы лесопромышленного производства и экспорта продуктов переработки древесины и иных лесных ресурсов в натуральном выражении и т.д.

Следующим приказом Рослесхоза от 4 апреля 2012 года N 126 утвержден состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений, согласно которому такой регламент устанавливает:
- структуру лесничества (лесопарка);
- распределение лесов лесничества (лесопарка) по лесорастительным зонам и лесным районам;
- распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов;
- характеристику лесных и нелесных земель лесного фонда на территории лесничества (лесопарка);
- виды разрешенного использования лесов;
- расчетные лесосеки и пр.

Другим приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 года N 69 утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки, который должен включать:
- сведения о пользователе лесным участком;
- перечень переданных в аренду (в пользование) лесных кварталов, лесотаксационных выделов;
- распределение площади лесного участка по видам целевого назначения лесов на защитные (по их категориям), эксплуатационные и резервные леса;
- распределение площади лесного участка по лесным и нелесным землям лесного фонда;
- таксационные характеристики лесных насаждений на лесном участке;
- сведения о наличии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан и иных лесных растений;
- прогнозные показатели состояния лесного участка к сроку завершения действия проекта в соответствии с договором аренды лесного участка и пр.

3. Содержание ч.3 комментируемой статьи определяет обязанность установления правил пожарной безопасности в лесах и требований к мерам пожарной безопасности в лесах Правительством РФ в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов.

В соответствии с положениями ст. 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. При этом особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются в ст. 102-109 ЛК РФ.

В данной связи в соответствующих Правилах пожарной безопасности в лесах (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417) регламентированы 12 правовых конструкций, в т.ч. перечни:
- требований пожарной безопасности в лесах при размещении и эксплуатации железных и автомобильных дорог;
- требований пожарной безопасности в лесах при добыче торфа;
- требований пожарной безопасности в лесах при выполнении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых;
- требований пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов;
- требований к пребыванию граждан в лесах;
- требований к ответственности за нарушение настоящих Правил и пр.

4. Правила ч.4 рассматриваемой статьи регламентируют обязанность установления классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Рослесхозом).

По данному поводу приказом Рослесхоза от 5 июля 2011 года N 287 утверждена классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды. В соответствии с этим приказом, например, установлено, что:
- классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды определяет степень вероятности (возможности) возникновения и распространения лесных пожаров на соответствующей территории в зависимости от метеорологических условий, влияющих на пожарную опасность лесов;
- для целей классификации (оценки) применяется комплексный показатель, характеризующий метеорологические (погодные) условия;
- в зависимости от величины комплексного показателя устанавливается класс пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды, который определяется ежедневно по состоянию на 12-14 часов;
- в субъектах РФ действуют региональные классы пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды, которые определяют: методику расчета комплексного показателя; границы классов пожарной опасности; методику учета осадков;
- решение о применении региональных классов оформляется приказом Федерального агентства лесного хозяйства и может быть установлено отдельно для разных временных периодов и т.д.

Следует добавить, что в подсистеме административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования (глава 8 КоАП РФ) в ст. 8.32 регламентирован порядок административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Консультации и комментарии юристов по ст 53 ЛК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 53 ЛК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.