Статья 52. Охрана лесов от пожаров

1. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

2. Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера") и Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности").

3. Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях, не указанных в части 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральным законом "О пожарной безопасности".

Комментарий к статье 52 ЛК РФ

1. Правила рассматриваемой статьи регламентируют в системе охраны и защиты лесов механизм охраны лесов от пожаров, который обусловлен 3 общими правилами:
- установлением подсистемы охраны лесов от пожаров 2 видами деятельности: выполнением мер пожарной безопасности в лесах и тушением пожаров в лесах;
- определением 3 федеральных законов, требования которых должны соблюдаться при тушении лесных пожаров;
- определением 2 федеральных законов, нормы которых регламентируют порядок тушения пожаров в других лесах на землях, не указанных в ч.2 комментируемой статьи.

Таким образом, охрана леса от пожара включает мероприятия пожарной безопасности в лесах и мероприятия по тушению пожаров в лесах, при этом требования ЛК РФ относятся только к лесам 3 категорий: на землях лесного фонда, на землях обороны и безопасности, на землях особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с ч.3 ст. 6 ЛК РФ границы земель лесного фонда и границы земель других категорий, на которых располагаются леса, определяются согласно ЗК РФ, ЛК РФ и ГрК РФ.

Согласно ч.1 ст. 93 ЗК РФ земли обороны и безопасности включают земли, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований и органов, организаций, учреждений, предприятий, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории РФ, защите и охране Государственной границы России, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами.

В порядке ст. 95 ЗК РФ земли особо охраняемых природных территорий включают земли государственных природных заповедников:
- биосферных, государственных природных заказников;
- памятников природы;
- национальных парков;
- природных парков и пр.

2. Одним из основных стратегических документов, регламентирующих сферу защиты от пожаров, является Концепция о пожарной безопасности, к которой, в частности, отмечено, что:
- в период аномальных климатических явлений и с возникновением в этой связи крупных лесных и ландшафтных пожаров создаются предпосылки перехода такого рода пожаров на населенные пункты и объекты экономики, что может привести к значительным людским и материальным потерям (в июле - августе 2010 года из-за аномальной жары и отсутствия осадков в Центральном и Приволжском федеральных округах ежедневно возникало до 300 пожаров, имевшиеся в подразделениях пожарной охраны техника и оборудование не позволяли достаточно эффективно бороться с огненной стихией природного характера);
- для обеспечения пожарной безопасности при аномальных климатических явлениях и возникновении крупных лесных пожаров предложено разработать и принять на вооружение новые современные образцы пожарной техники и технологий тушения природных пожаров, экипировки и снаряжения лиц, осуществляющих тушение пожаров, и т.д.

Терминология и основные правовые механизмы в сфере пожарной безопасности регламентированы в ряде федеральных законов и других нормативных правовых актах, среди которых следует отметить:
- ФЗ "О пожарной безопасности";
- ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- ФЗ "О добровольной пожарной охране";
- постановление Правительства РФ от 5 июня 2013 года N 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
- постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме";
- постановление Правительства РФ от 18 мая 2011 года N 378 "Об утверждении Правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации";
- постановление Правительства РФ от 17 мая 2011 года N 376 "О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров";
- постановление Правительства РФ от 17 мая 2011 года N 377 "Об утверждении Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы";
- постановление Правительства РФ от 16 апреля 2011 года N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов";
- постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства";
- постановление Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах";
- приказ Рослесхоза от 28 января 2013 года N 14 "Об организации охраны лесов от пожаров в 2013 году";
- приказ Рослесхоза от 5 июля 2011 года N 287 "Об утверждении классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды";
- приказ Минсельхоза РФ от 22 декабря 2008 года N 549 "Об утверждении Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов" и др.

Нормы ч.2 комментируемой статьи определяют 3 федеральных закона, требования которых должны соблюдаться при тушении лесных пожаров (ЛК РФ, ФЗ "О пожарной безопасности", ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

Следует обратить внимание на то, что в рассматриваемой норме законодатель практически обозначил определение "лесного пожара", указав исчерпывающий перечень 3 категорий земель, леса на которых при их возгорании формируют правовую конструкцию "лесного пожара". На пожары других лесов действие ЛК РФ согласно ч.3 комментируемой статьи не распространяется.

Правила базового закона в пожарной сфере, ФЗ "О пожарной безопасности", включают 11 правовых механизмов подсистемы обеспечения пожарной безопасности (ст. 20-33 главы 4 ФЗ "О пожарной безопасности"), в частности:
- общие положения нормативного правового регулирования в сфере пожарной безопасности;
- общий порядок разработки и реализации мер пожарной безопасности;
- механизм тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
- специальная конструкция реализации мер пожарной безопасности в лесах и тушения лесных пожаров (отсылает к нормам ЛК РФ);
- конструкция выполнения работ и оказания услуг в сфере пожарной безопасности;
- механизм противопожарной пропаганды и обучения мерам пожарной безопасности;
- подсистема информационного обеспечения в сфере пожарной безопасности;
- порядок учета пожаров и их последствий;
- механизм особого противопожарного режима;
- подсистема научно-технического обеспечения пожарной безопасности;
- порядок подтверждения соответствия в сфере пожарной безопасности.

Следует отметить, что в письме Минсельхоза РФ от 10 ноября 2009 года N АС-05-54/7018 "О рекомендациях по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений" приводятся определение и виды лесных пожаров.

В содержании ч.3 ст. 1 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" обозначено общее правило соблюдения кроме прочего в отношении объектов защиты специального назначения, в том числе объектов, расположенных в лесах, требований пожарной безопасности, установленных нормативными правовыми актами РФ. В свою очередь в п.17-22 ст. 2 этого технического регламента приведена соответствующая терминология, используемая в рассматриваемой сфере:
- опасными факторами пожара являются факторы пожара, воздействие которых может привести к травме, отравлению или гибели человека (к материальному ущербу);
- очагом пожара обозначено место первоначального возникновения пожара;
- первичными средствами пожаротушения отмечены переносные либо передвижные средства пожаротушения, используемые для борьбы с пожаром в начальной стадии его развития;
- пожарной безопасностью объекта защиты определено состояние объекта защиты, которое характеризуется возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара;
- пожарной опасностью объекта защиты установлено состояние объекта защиты, которое характеризуется возможностью возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара и т.д.
3. Содержание ч.3 комментируемой статьи определяет 2 федеральных закона, нормы которых регламентируют порядок тушения пожаров в других лесах на землях, не указанных в ч.2 комментируемой статьи. То есть, такие пожары относятся не к лесным пожарам, а к пожарам в других лесах.

Рассматривая нормы ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" следует отметить, что согласно ст. 1 этого документа чрезвычайной ситуацией определена обстановка на определенной территории в результате бедствия, которое может повлечь или повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей либо окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. При этом меры пожарной безопасности в рассматриваемой сфере лесных отношений относятся к системе предупреждения ЧС, обозначенной комплексом мероприятий, которые проводятся заблаговременно и направлены на максимально возможное уменьшение риска возникновения пожара в лесу (ЧС), а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае возникновения пожара.

Консультации и комментарии юристов по ст 52 ЛК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 52 ЛК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.