Статья 50. Защита конкуренции в области использования лесов

1. Запрещаются монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция в области использования лесов.

2. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), а также заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области использования лесов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

3. Уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти может устанавливаться максимальный объем древесины, подлежащей заготовке лицом, группой лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 8 статьи 80 настоящего Кодекса.
4. Государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Комментарий к статье 50 ЛК РФ

1. В соответствии с ч.1 комментируемой статьи в области использования лесов не допускаются два вида правонарушения:
1) монополистическая деятельность;
2) недобросовестная конкуренция.

Определения этих категорий содержится в ФЗ "О защите конкуренции". Согласно ст. 4 указанного закона под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Субъектом правонарушений выступает:
1) хозяйствующий субъект;
2) группа лиц.

Хозяйствующий субъект - это коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции").

Группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам, перечисленным в ст. 9 ФЗ "О защите конкуренции".

Объективная сторона правонарушения:
1) при монополистической деятельности: состоит в злоупотреблении доминирующим положением; соглашении или согласованных действиях, запрещенных антимонопольным законодательством; действия (бездействие), признанные монополистической деятельностью.

2) при недобросовестной конкуренции: заключается в любых действиях, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащих законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

При осуществлении предпринимательской деятельности необходимо уделять внимание законности происхождения леса, недопущения нарушения требований приема и отгрузки древесины. Так, 10 марта 2013 года вступил в силу Закон Томской области от 18 февраля 2013 года N 24-ОЗ "Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Томской области". Названный закон установил обязательность учета пунктов приема древесины, предусмотрев при этом административную ответственность за нарушение закона. Размеры штрафов: от десяти до пятидесяти тысяч рублей (на должностных лиц), от пятидесяти до двухсот тысяч рублей (на юридических лиц). Размер штрафа, налагаемого на граждан - пять тысяч рублей. Цель установления значительных сумм штрафов - сделать невыгодной нелегальную вырубку и вывозку леса. Принятые меры нацелены на устранение недобросовестной конкуренции со стороны нелегальных лесозаготовителей.

________________
В Томской области ужесточен контроль за пунктами приема и отгрузки древесины / URL: http://www.rosleshoz.gov.ru/dep/siberia/press/493; см. также: Евгеньев Р. "Серые" лесопилки, браконьеры, бесправие работников... / URL: http://www.vk-smi.ru/archiv/2012/noyabr/168/seryie-lesopilki-brakoneryi-bespravie-rabotnikov....htm
Принятие соответствующих мер по недопущению и устранению конкуренции стало необходимо в целях создания конкурентной среды, развития предпринимательства и уменьшения ущерба от незаконной деятельности нарушителей лесного законодательства. В частности, при авиапатрулировании территории оперативникам УЭБиПК по Красноярскому краю стало известно, что на лесосеке производится рубка деревьев, было принято решение проверить наличие разрешающих документов у владельцев участка. Выяснилось, что таких документов у лесорубов нет. Руководитель предприятия, узнав, что деятельностью его организации заинтересовались полицейские, стал скрываться. В ходе оперативно-розыскных мероприятий он был задержан. На основании собранных оперативниками материалов главным следственным управлением ГУ МВД по краю возбуждено уголовное дело. Своими действиями обвиняемый совершил преступление, предусмотренное ч.3 ст. 33, ч.3 ст. 260 УК РФ (организация незаконной рубки лесных насаждений (деревьев) в особо крупном размере). Максимальное наказание за совершенное преступление составляет лишение свободы на срок от трех до шести лет со штрафом до 1 миллиона рублей.

________________
Ильин В. В Эвенкии незаконно вырубили лес на 150 миллионов рублей / URL: http://www.krsk.aif.ru/crime/news/67798
Правоохранительную деятельность в области охраны и использования лесов в целях недопущения монополистической деятельности и устранения недобросовестной конкуренции осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации. По информации прокуратуры Кировской области в рассматриваемой области отношений высокий уровень криминализации деформирующей рынок, низкая инвестиционная деятельность, значительное неполучение бюджетом налоговых поступлений.

________________
Евгеньев Р. "Серые" лесопилки, браконьеры, бесправие работников... / URL: http://www.vk-smi.ru/archiv/2012/noyabr/168/seryie-lesopilki-brakoneryi-bespravie-rabotnikov....htm
11 апреля 2013 года на заседании президиума Государственного совета "О повышении эффективности лесного комплекса Российской Федерации", руководство которым осуществлялось Президентом РФ, отмечалось в частности, что существенно сократился штат сотрудников лесничеств в России за последние годы (со 160 до 32 тысяч), сотрудников лесной охраны (с 79 до 17 тысяч человек). По среднестатистическим данным на одного сотрудника лесничества приходится примерно 55 тысяч гектар леса, а в многолесных районах - более 300 тысяч гектар.

________________
Заседание президиума Госсовета о повышении эффективности лесного комплекса / URL: http://news.kremlin.ru/transcripts/17876
Таким образом, причины проявления монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции в области лесного комплекса России могут быть различными. Они опосредованы национальными особенностями регионов, неразвитостью инфраструктуры, недостаточным финансовым, техническим, технологическим, научным и кадровым обеспечением, а также жесткой, порой недобросовестной, конкуренцией иностранных партнеров, и кроме того, не достаточно развитой в этой области законодательной базой.

________________
Эти и иные вопросы обсуждались на Всероссийском форуме работников лесного сектора / URL: http://www.rosleshoz.gov.ru/media/news/1460
2. В соответствии с ч.2 комментируемой статьи установлены запреты:
а) на принятие актов и (или) осуществление действий (бездействия), направленных на:
1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
4) дачу хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;
6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;
7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение установленных требований;
8) создание дискриминационных условий;
9) установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;
10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ч.1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции");
11) наделение органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
12) совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора;
б) на заключение соглашений или осуществление согласованных действий в области использования лесов. В отношении хозяйствующих субъектов выделяются соглашения и согласованные действия. Под соглашением следует понимать договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;
2) действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;
3) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем один год или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если этот срок составляет менее чем один год (ст. 8 ФЗ "О защите конкуренции").

В отношении органов публичной власти запреты опосредованы соглашениями или осуществлением согласованных действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:
1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ;
2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (ст. 16 ФЗ "О защите конкуренции").

К числу общественно опасных последствий указанных запретов выступают потенциальная возможность и (или) наступившие неблагоприятные последствия недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

Субъектом правонарушения могут быть следующие лица: федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации.

3. Часть 3 комментируемой статьи определяет правомочие федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ на установление максимального объема древесины, подлежащей заготовке лицом, группой лиц. Исключение составляют случаи признания аукциона несостоявшимся по причине участия в нем менее чем двух участников аукциона (см. комментарий к ч.7-8 ст. 80 ЛК РФ).

Согласно постановлению Правительства РФ от 22 июня 2007 года N 395 "Об установлении максимального объема древесины, подлежащей заготовке лицом, группой лиц" максимальный объем древесины, подлежащей заготовке лицом, группой лиц, в лесах, расположенных в границах субъекта РФ, составляет не более 35% от суммы утвержденных в установленном порядке расчетных лесосек в отношении лесов, расположенных в границах всех лесничеств и лесопарков на территории субъекта РФ.

4. Согласно ч.4 комментируемой статьи правовое регулирование отношений, возникающих в сфере использования лесов в связи с государственным контролем за экономической концентрацией осуществляется в соответствии с ФЗ "О защите конкуренции". Понятие "экономическая концентрация" содержится в ст. 2 ФЗ "О защите конкуренции": сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции. Контролируемым лицом является лицо, чьи акции (доли), активы, основные производственные средства и (или) нематериальные активы приобретаются или вносятся в уставный капитал, и (или) лицо, права в отношении которого приобретаются в порядке, предусматривающие предварительный или последующий контроль антимонопольным органом.

Государственному контролю за экономической концентрацией подлежат:
- сделки, иные действия в отношении активов российских финансовых организаций и находящихся на территории Российской Федерации основных производственных средств и (или) нематериальных активов либо в отношении голосующих акций (долей), прав в отношении российских коммерческих и некоммерческих организаций, а также иностранных лиц и (или) организаций, осуществляющих поставки товаров на территорию Российской Федерации в сумме более чем один миллиард рублей в течение года, предшествующего дате осуществления сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю.

- создание и реорганизация коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа (ст. 27 ФЗ "О защите конкуренции").

- сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа (ст. 28 ФЗ "О защите конкуренции").

- сделки с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций с предварительного согласия антимонопольного органа (ст. 29 ФЗ "О защите конкуренции").

- сделки, иные действия, об осуществлении которых должен быть уведомлен антимонопольный орган (ст. 30 ФЗ "О защите конкуренции").

- сделки, осуществляемые группой лиц (ст. 31 ФЗ "О защите конкуренции").

- соглашения хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию (ст. 35 ФЗ "О защите конкуренции").

Консультации и комментарии юристов по ст 50 ЛК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 50 ЛК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.