Статья 46. Использование лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов

1. Использование лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с производством изделий из древесины и иной продукции такой переработки в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса.(Часть в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 415-ФЗ.

2. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в аренду для переработки древесины и иных лесных ресурсов.

2.1. В случае, если федеральными законами допускается осуществление переработки древесины и иных лесных ресурсов федеральными государственными учреждениями, лесные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться этим учреждениям для указанной цели в постоянное (бессрочное) пользование.

3. Правила использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Комментарий к статье 46 ЛК РФ

1. Использование лесов для целей переработки древесины и иных лесных ресурсов является одним из видов использования лесов, предусмотренных п.14 ч.1 ст. 25 ЛК РФ.

В соответствии с ч.1 комментируемой статьи использование лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов характеризуется следующими особенностями:
- представляет собой предпринимательскую деятельность;
- предполагает создание лесоперерабатывающей инфраструктуры (объектов переработки заготовленной древесины, биоэнергетических объектов и другое).

Вместе с тем, необходимо отметить, что согласно ч.2 ст. 14 ЛК РФ создание лесоперерабатывающей инфраструктуры запрещается в защитных лесах, а также в иных предусмотренных ЛК РФ, другими федеральными законами случаях (см. также постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 сентября 2009 года N 17АП-7415/09).

Так, например, в соответствии с Положением об охранной зоне государственного природного заповедника "Кологривский лес", утв. приказом Минприроды России от 19 марта 2009 года N 65, создание лесоперерабатывающей инфраструктуры запрещается на территории охранной зоны.

В соответствии с п.4 Правил использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года N 517, в целях размещения объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения.

Использование иных лесных участков для указанных целей допускается в случае отсутствия других вариантов возможного размещения указанных объектов.

2. Правовые основания предоставления лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, юридическим лицам регламентированы ч.2, 2.1 комментируемой статьи.

Так, по общему правилу, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для переработки древесины и иных лесных ресурсов предоставляются гражданам, юридическим лицам в аренду. О заключении договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности см. ст. 72-74 ЛК РФ.

Однако федеральным государственным учреждениям лесные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться для указанной цели в постоянное (бессрочное) пользование.

В соответствии с ч.4 ст. 71 ЛК РФ предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляется в порядке, предусмотренном гл.4 ЗК РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ.

3. Правила использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года N 517.

Основные требования, предъявляемые к использованию лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов, предполагают запрет на:
- проведение работ и строительство сооружений, вызывающих нарушение поверхностного и внутрипочвенного стока вод, затопление или заболачивание лесных участков;
- захламление предоставленного лесного участка и прилегающих территорий за пределами предоставленного лесного участка строительным и бытовым мусором, отходами древесины и иными видами отходов;
- загрязнение площади предоставленного лесного участка и территории за его пределами химическими и радиоактивными веществами;
- проезд транспортных средств и иных механизмов по произвольным, неустановленным маршрутам за пределами предоставленного лесного участка.

Права лица, использующих леса для переработки древесины и иных лесных ресурсов предусмотрены п.7 Правил, утв. приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года N 517.

Об обязанностях лиц, использующих леса для переработки древесины и иных лесных ресурсов, см. п.8 Правил, утв. приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года N 517. Так, например, указанные лица обязаны составлять проект освоения лесов в соответствии с ч.1 ст. 88 ЛК РФ, а также осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

Кроме того, лица, использующие леса для переработки древесины и иных лесных ресурсов, обязаны осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) в соответствии с п.4 ч.1 ст. 55 ЛК РФ.

Обязанности юридических лиц и граждан, осуществляющих использование лесов предусмотрены п.13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417).

Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов утверждены приказом Минсельхоза РФ от 22 декабря 2008 года N 549.

В соответствии с ч.6 ст. 21 ЛК РФ, п.9 Правил, утв. приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года N 517, земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации.

На лесных участках с нарушенным почвенным покровом при угрозе развития эрозии должна проводиться рекультивация земель с посевом трав и (или) посадкой кустарников.

Кроме того, ч.2 ст. 26 ЛК РФ предусмотрено ежегодное представление в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-84 ЛК РФ, лесной декларации.

Лица, использующие леса для переработки древесины и иных лесных ресурсов, обязаны также предоставлять следующую отчетность:
- отчет об использовании лесов (информация об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре, другая информация) - в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-84 ЛК РФ (ст. 49 ЛК РФ);
- отчет об охране и о защите лесов - в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-84 ЛК РФ (ст. 60 ЛК РФ).

Формы отчетов об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, лесоразведении и порядка их представления утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14 февраля 2012 года N 47.

Также необходимо отметить, что лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в обязательном порядке представляется документированная информация, предусмотренная ч.2 ст. 91 ЛК РФ.

Формы государственного лесного реестра утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 15 февраля 2012 года N 54. Порядок ведения государственного лесного реестра утвержден приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 30 мая 2011 года N 194.

Порядок представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, органами государственной власти и органами местного самоуправления утвержден приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 15 февраля 2012 года N 53.

Консультации и комментарии юристов по ст 46 ЛК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 46 ЛК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.