Статья 21. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры

1. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для:
1) осуществления работ по геологическому изучению недр;
2) разработки месторождений полезных ископаемых;
3) использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 июля 2014 года Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 180-ФЗ.

4) использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты);
5) переработки древесины и иных лесных ресурсов;
6) осуществления рекреационной деятельности;
7) осуществления религиозной деятельности.

2. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий, на которых расположены леса, допускаются в случаях, определенных другими федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель.

3. Объекты, связанные с осуществлением указанной в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи деятельности, по истечении сроков выполнения соответствующих работ подлежат консервации или ликвидации в соответствии с законодательством о недрах.
4. Гидротехнические сооружения подлежат консервации или ликвидации в соответствии с водным законодательством.
5. В целях, предусмотренных пунктами 1-4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.

5.1. В защитных лесах предусмотренные частью 5 настоящей статьи выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации.
7. Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.

Комментарий к статье 21 ЛК РФ

1. Частью 1 комментируемой статьи регламентирован исчерпывающий перечень случаев строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда:
- осуществления работ по геологическому изучению недр (см. ст. 43 ЛК РФ);
- разработки месторождений полезных ископаемых (см. ст. 43 ЛК РФ);
- использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов (см. ст. 44 ЛК РФ);
- использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (см. ст. 45 ЛК РФ);
- переработки древесины и иных лесных ресурсов (см. ст. 46 ЛК РФ);
- осуществления рекреационной деятельности (см. ст. 41 ЛК РФ);
- осуществления религиозной деятельности (см. ст. 47 ЛК РФ).

Такие строительство, реконструкция, эксплуатация осуществляются на землях лесного фонда, к которым в соответствии со ст. 101 ЗК РФ относятся лесные земли, а именно, земли, покрытые лесной растительностью, либо хотя и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, например, гари, редины, прогалины и др.

О понятии строительства и реконструкции см. ст. 1 ГрК РФ. В свою очередь, понятие "эксплуатация" включает в себя наряду с использованием по назначению, техническое обслуживание, ремонт зданий и сооружений. Отметим, что исходя из формулировки ч.1 комментируемой статьи, иными федеральными законами, законами субъектов РФ, а также и правовыми актами органов местного самоуправления не допускается устанавливать случаи разрешенного строительства (реконструкции, эксплуатации) объектов на землях лесного фонда.

2. Частью 2 комментируемой статьи рассматриваются случаи допустимого строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий, на которых расположены леса.

Указанная деятельность допускается при соблюдении следующих требований:
- регламентация другими федеральными законами;
- соблюдение целевого назначения этих земель.

Подразделение земель по целевому назначению на категории регламентировано ст. 7 ЗК РФ. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п.2 ст. 7 ЗК РФ).

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

О видах разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства см. ст. 37 ГрК РФ. Так, разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов:
- основные виды разрешенного использования;
- условно разрешенные виды использования;
- вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 39 ГрК РФ. Причем, физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка либо об отказе в предоставлении такого разрешения.

Следует отметить, что в настоящее время отсутствует федеральный закон, в котором был бы определен перечень случаев допустимого строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий, на которых расположены леса.

Вместе с тем, законодательством РФ предусматриваются специальные положения об особенностях использования земель отдельных категорий (см. гл.14-18 ЗК РФ, гл.6 ВК РФ, ст. 6 Закона РФ "О закрытом административно-территориальном образовании").

Так, например, в соответствии с п.4 ст. 97 ЗК РФ в пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. В соответствии с п.16 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

3. Частью 3 комментируемой статьи предусмотрено требование о консервации или ликвидации (по истечении сроков выполнения соответствующих работ) объектов, связанных с осуществлением:
- работ по геологическому изучению недр;
- разработки месторождений полезных ископаемых.

Так, согласно ст. 26 Закона "О недрах" предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.

При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, зданий и сооружений, а при консервации - также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации.

При ликвидации и консервации предприятия по добыче полезных ископаемых или его части, а также подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, геологическая, маркшейдерская и иная документация пополняется на момент завершения работ и сдается в установленном порядке на хранение.

Ликвидация и консервация считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора (Ростехнадзор).

Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляются за счет средств предприятий - пользователей недр.

Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами в соответствии с соглашением о разделе продукции, осуществляются за счет средств создаваемого инвестором ликвидационного фонда. Положение о формировании и использовании ликвидационного фонда при реализации соглашения о разделе продукции утверждено постановлением Правительства РФ от 8 июля 1999 года N 741.

4. Общие требования консервации или ликвидации гидротехнических сооружений сформулированы ч.4 комментируемой статьи в виде отсылочной нормы к положениям водного законодательства РФ.

В соответствии с п.6 ст. 10 ВК РФ при прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта.

Положение об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника, утверждено постановлением Правительства РФ от 27 февраля 1999 года N 237). Так, в соответствии с указанным правовым актом, условием ликвидации гидротехнического сооружения является вывод его из эксплуатации на основании выданного разрешения.

Рекомендации по проверке критериев безопасности гидротехнических сооружений объектов энергетики утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 января 2013 года N 25. В соответствии с п.6 данных Рекомендаций проверку критериев безопасности гидротехнических сооружений и критериев безопасности оборудования гидротехнических сооружений рекомендуется осуществлять Ростехнадзором при предоставлении ему эксплуатирующей организацией (собственником) декларации безопасности гидротехнических сооружений на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений.

Вместе с тем, следует отметить, что на уровне правовых актов РФ в настоящее время не регламентированы должным образом ни понятие, ни процедура консервации, ликвидации гидротехнических сооружений.

5. Частями 5 и 5.1 комментируемой статьи предусмотрены особенности выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан для целей, связанных со строительством, реконструкцией и эксплуатацией объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Так, допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах с соблюдением следующих требований:
- в целях осуществления работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов, использования линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ);
- рубки должны быть предназначены для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов;
- в защитных лесах - при отсутствии соответствующего запрета или ограничения в соответствии с законодательством РФ.

Право собственности на древесину, полученную от такого использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, принадлежит РФ (ч.3 ст. 20 ЛК РФ).

Согласно п.1 ст. 47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, работы по трассированию линейных объектов входят в состав инженерно-геодезических изысканий.

В соответствии с п.21 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года N 160, для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.

Сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать:
- содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в лесах, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417;
- поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством РФ, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами;
- вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.

Рубка деревьев в указанных случаях осуществляется по мере необходимости без предварительного предоставления лесных участков. Рубка деревьев (кустарников и иных насаждений), не отнесенных к лесам, осуществляется в соответствии с ГК РФ, ЛК РФ.

Сетевые организации или организации, действующие на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, представляют в уполномоченные органы государственной власти отчеты об использовании лесов в соответствии со ст. 49 ЛК РФ.

Применяя положения ч.5.1 комментируемой статьи, суд может признать договор аренды земельного участка недействительной сделкой. Так, поскольку территория арендуемого Обществом участка является охранной зоной заповедника, а доказательств фактического соблюдения требований законодательства, касающихся ограничения рубки на этих участках не представлено, суды сделали вывод о том, что договор аренды противоречит ст. 60 ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 2, 6 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и является недействительным в силу ст. 168 ГК РФ (см. постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 июля 2012 года N Ф07-2140/12 по делу N А26-2717/2011).

6. Частью 6 комментируемой статьи установлено требование проведения рекультивации земель, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Согласно ст. 1 ФЗ "Об охране окружающей среды" экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Согласно п.1 ст. 34 ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с п.1 ст. 39 "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Земельный кодекс РФ устанавливает основные цели охраны земель. Таковыми являются, в частности, обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Согласно подп.2, 6 п.1 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель и рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

Согласно п.3 ст. 37 ФЗ "Об охране окружающей среды" при осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 февраля 1994 года N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" в целях обеспечения рекультивации земель, снятия, сохранения и рационального использования плодородного слоя почвы, а также усиления контроля за своевременным восстановлением нарушенных земель и вовлечения их в хозяйственный оборот, рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

В соответствии с п.7 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почв, утв. Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 года N 525/67, затраты на рекультивацию земель включают в себя расходы, в том числе и на проведение государственной экологической экспертизы проекта рекультивации; ликвидацию промышленных площадок, транспортных коммуникаций, электрических сетей и других объектов, надобность в которых миновала; очистку рекультивируемой территории от производственных отходов, в том числе строительного мусора, с последующим их захоронением или складированием в установленном месте.

Рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: первый - технический, второй - биологический.

Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).

Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.

Нормы снятия плодородного слоя почвы, потенциально плодородных слоев и пород (лесс, лессовидные и покровные суглинки и др.) устанавливаются при проектировании в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород.

Снятый верхний плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель или улучшения малопродуктивных угодий. Использование плодородного слоя почвы для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, допускается только в исключительных случаях, при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей его использования для улучшения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.

Сроки проведения технического этапа рекультивации определяются органами, предоставившими землю и давшими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе соответствующих проектных материалов и календарных планов.

Например, постановлением Администрации Тверской области от 31 августа 2010 года N 427-па утвержден Порядок выдачи разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на территории Тверской области, который устанавливает процедуру выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на территории Тверской области.

При проведении военных учений, геологоразведочных, поисковых, изыскательских и других работ, не связанных с изъятием земель, сроки рекультивации определяются по согласованию с собственниками земли, землевладельцами, землепользователями, арендаторами.

Для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, рекомендуется создание решением органа местного самоуправления специальной постоянной Комиссии по вопросам рекультивации, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления (см., например, постановление главы Люберецкого муниципального района Московской области от 29 мая 2008 года N 979-ПГ "О создании постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель в муниципальном образовании Люберецкий муниципальный район Московской области", постановление руководителя администрации городского округа Домодедово Московской области от 18 сентября 2009 года N 3038 "О Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель городского округа Домодедово" и др.).

Приемка-передача рекультивированных земель осуществляется в месячный срок после поступления в комиссию письменного извещения о завершении работ по рекультивации, к которому прилагаются материалы, предусмотренные п.17 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почв, утвержденных Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 года N 525/67.

Отметим, что в соответствии со ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры влечет наложение административного штрафа.

Приказом Федеральной службы государственной статистики от 29 декабря 2012 года N 676 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы" утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП "Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы" с указаниями по ее заполнению для сбора и обработки данных в системе Росприроднадзора, и введена в действие с отчета за 2012 год.

Данную форму отчетности представляют юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), разрабатывающие месторождения полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), осуществляющие строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы, а также размещение отходов - территориальному органу Росприроднадзора в субъекте РФ по установленному им адресу в срок до 1 февраля после отчетного периода.

Нарушение порядка представления статистической информации, а равно представление недостоверной статистической информации влечет ответственность, установленную ст. 13.19 КоАП РФ.

7. В соответствии с ч.7 комментируемой статьи Правительством РФ утверждается перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов. В настоящее время такой перечень регламентирован распоряжением Правительства РФ от 27 мая 2013 года N 849-р.

Консультации и комментарии юристов по ст 21 ЛК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 21 ЛК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.